Функциональные возможности организма ребенка 4-5 лет,
совершенствование зрительного, слухового и осязательного восприятия
создают реальные предпосылки не только для овладения основными
движениями в обобщенном виде, но и для формирования умения выделять
элементы движений (направление, скорость, амплитуда), воспринимать и
анализировать последовательность выполняемых действий. Поэтому на
физкультурных занятиях от ребенка можно уже добиваться определенной, в
соответствии с его возможностями, техники (качества) движений; улучшать
их на основе ранее сформированных навыков и умений, развивать такие
жизненно важные качества, как быстрота, сила, ловкость.
Физические качества необходимо развивать гармонично, опираясь на
соблюдение основных педагогических ПРИНЦИПОВ: доступности,
постепенности, систематичности и др. Все физические качества (быстрота,
ловкость, скорость и др.) в известной мере взаимосвязаны и
совершенствуются при обучении детей любому виду движений - прыжкам,
равновесию, метанию, лазанью.
Не следует забывать о специфической направленности упражнений,
определяемой своеобразием каждого вида движений. Так, прыжки,
характеризующиеся кратковременным, но сильным мышечным напряжением,
развивают быстроту, умение концентрировать свои усилия. Спецификой
упражнений в равновесии является быстрая смена положений тела в
пространстве, непривычная поза, уменьшение или увеличение площади опоры
при выполнении упражнений и т. д. Упражнения в ходьбе На пятом году жизни, особенно к концу
года, все структурные элементы ходьбы значительно улучшаются: начинает
устанавливаться определенная ритмичность, увеличивается длина шага, что в
сочетании с ритмичностью ведет к ускорению темпа. Улучшается общая
координация движений. У большинства детей становятся согласованными
движения рук и ног.
Вместе с тем ходьба детей имеет определенные недостатки. Наблюдается
параллельная постановка стоп и шарканье ногами, движения рук не всегда
энергичны; плечи опущены, туловище не выпрямлено, темп передвижения
неравномерен. Плохо ориентируясь в пространстве, дети испытывают
трудности при изменении направления движения по сигналу воспитателя, не
соблюдают нужную дистанцию в ходьбе и беге, построениях и перестроениях.
Для детей пятого года жизни программа предлагает различные упражнения.
Ходьба врассыпную. В процессе выполнения этого упражнения развиваются
самостоятельность действий и умение ориентироваться в пространстве.
Воспитатель предлагает ребятам ходьбу по всему залу (площадке), при этом
он переходит с одного места зала на другое; в противном случает дети
теснятся около педагога и цель упражнения не достигается. В дальнейшем
при повторении ходьбы врассыпную дети уже самостоятельно справляются с
заданием, используя если не все пространство помещения, то большую его
часть.
Ходьба с нахождением своего места в колонне формирует умение
действовать по сигналу воспитателя, ориентироваться в пространстве, быть
внимательным и сосредоточенным, чтобы запомнить свое место в колонне.
Правильно ориентироваться и найти свое место в колонне, особенно в
начале года, детям еще трудно. Поэтому игра «По местам!» с построением в
шеренгу по сигналу воспитателя облегчает понимание и усвоение данного
упражнения.
Воспитатель предлагает детям, стоящим в шеренге, посмотреть и
запомнить, кто с кем стоит рядом. Затем следует ходьба врассыпную по
всему залу (площадке). По команде: «По местам!» - каждый ребенок должен
найти свое место в шеренге. После того как дети освоят это задание,
можно при ступить к формированию их умения находить свое место в колонне
в движении. Ходьба с перешагиванием через предметы (шнуры, кубики, бруски и т.
д.) развивает глазомер, координацию движений, приучает не шаркать
ногами. Предметы для перешагивания раскладывают в соответствии с длиной
шага ребенка (35-40 см).
Ходьба по кругу развивает ориентировку в пространстве, приучает к
выполнению совместных действий и соблюдению формы круга. В начале года
детям средней группы еще трудно выдерживать правильную форму круга,
поэтому при обучении можно использовать ориентиры кубики, шнуры и т. д.
Дети выполняют ходьбу в одну сторону, затем делают поворот кругом и
продолжают ходьбу.
Ходьба с изменением направления движений проводится в двух вариантах.
Первый вариант - ходьба за ребенком, ведущим колонну; затем по команде
воспитателя все дети останавливаются, поворачиваются кругом и продолжают
ходьбу за ребенком, стоящим в конце колонны. Ведущему колонны ребенку,
стоящему в ее конце, воспитатель может дать какие-либо предметы -
платочки или кубики разных цветов. «Вначале пойдете за Таней - у нее
красный кубик, а потом за Колей - у него синий кубик.» В дальнейшем
данное задание выполняется без остановки, и поворот дети выполняют в
процессе ходьбы.
Второй вариант - ходьба «змейкой» между различными предметами (кегли,
кубики, набивные мячи т.д.) От детей 4-5 лет это упражнение требует
определенных усилий. Им необходимо соблюдать определенную дистанцию друг
от друга - не забегать вперед и не отставать, и главное, не задевать
расставленные предметы.
Ходьба с изменением направления движения развивает ориентировку в
пространстве, умение действовать по сигналу воспитателя, настраивает
каждого ребенка на понимание поставленной задачи.
Ходьба в колонне по одному с обозначением поворотов на углах зала
(площадки) - это новое для детей средней группы упражнение, вызывающее
определенные затруднения. От ребят еще не требуют выполнения четких
поворотов при обозначении углов (эта задача ставится в старшей группе),
однако их знакомят с ходьбой по периметру зала. Для понимания задачи
ставят ориентиры по углам зала, которые дети обходят. Ходьба парами уже знакома детям, однако в условиях зала это
достаточно трудное задание, так как надо соблюдать определенное
направление, идти рядом с партнером, не отставая от него и не забегая
вперед.
Ходьба со сменой ведущего. При ходьбе в колонне по одному обычно
группу ведет ребенок, имеющий навык ведущего. Воспитатель в ходе
упражнения несколько раз меняет ведущего, и в процессе повторений роль
ведущего может выполнять любой ребенок.
Ходьба в чередовании с бегом требует от детей сосредоточенности и
внимания. Воспитатель предлагает им разные варианты этого упражнения,
которые затем достаточно широко используются в игровых упражнениях и
подвижных играх.
Бег Дети усваивают бег гораздо лучше и быстрее, чем ходьбу:
быстрый темп ходьбы осваивается ими легче. На пятом году жизни у
большинства детей появляется ритмичность бега, умение чередовать его с
другими видами движений. Возрастает скорость бега, улучшается
пространственная ориентировка в процессе его выполнения, дети с большей
лег костью меняют направления, обегают препятствия, придерживаются
заданного направления.
Но не все элементы техники бега у ребенка 4-5 лет правильны и хорошо
выражены. Руки еще мало активны, шаг остается коротким и неравномерным.
Полет небольшой, и в связи с этим скорость невысока. Надо отметить, что
полетность шага у девочек развивается раньше, чем у мальчиков. Повышение
скорости бега связано с увеличением длины шага. Шаг детей четырех лет в
беге в среднем: у мальчиков - 64,4 см, у девочек61,5 см; в.пятилетнем
возрасте длина шага у детей увеличивается в среднем на 1 О см.
Бег врассыпную развивает пространственную ориентацию, умение
действовать по сигналу воспитателя. Упражняясь в этом виде движений,
дети хорошо используют площадь зала. Однако иногда они выставляют руки
вперед, подталкивают друг друга. После нескольких занятий ребята
выполняют бег уже более свободно и стараются не мешать друг другу.
Бег с нахождением своего места в колонне является более сложным
упражнением по сравнению с ходьбой. Правильность выполнения зависит от
совместных действий детей. Как и в ходьбе, их сначала учат находить свое
место в шеренге после бега, затем это упражнение проводится в движении. Бег с перешагиванием через предметы развивает глазомер, легкость,
полетность. Длина шага в беге больше, чем при ходьбе, в среднем на 20
см. Для бега с перешагиванием (перепрыгиванием) предметов (шнуры,
косички, бруски) их раскладывают в соответствии с длиной шага ребенка -
на расстоянии 70-80 см.
Если у ребенка хорошая координация движений, то перепрыгивание, как
правило, выполняется переменным шагом в правильно м ритме и темпе. Если
координация движений недостаточно развита, то ребенок делает приставные
шаги, останавливается, а затем уже перепрыгивает (перешагивает) через
предмет. Воспитателю не следует сразу добиваться от детей четкого
выполнения упражнения, к этому надо подводить постепенно, путем
многократных повторений.
Чтобы научить детей в беге сильно отталкиваться, поднимать выше бедро, используют бруски, кубики высотой 6-10 см.
Бег по кpyгy, так же как и ходьба, приучает детей к выполнению
совместных действий. Однако в беге соблюдать форму круга еще труднее:
дети или очень широко растягиваются, разрывают круг, или теснятся к
середине. В начале обучения ставятся ориентиры, а бег выполняется в
медленном темпе непродолжительное время. По мере повторения упражнения
движения детей становятся более целенаправленными и круг приобретает
нужную форму.
Бег с изменением направления движения проводится такими же способами, что и ходьба. Упражнения в равновесием Равновесие - один из основных
видов движений - является обязательным компонентом при выполнении любого
упражнения и сохранения любой позы. Основная задача упражнений на
равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое
положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.
Упражнения в равновесии требуют собранности, сосредоточенности,
внимания и достаточно развитой координации движений. Перед началом
упражнений воспитателю необходимо подготовить детей к предстоящему
выполнению задания и в наиболее трудных упражнениях обязательно
осуществлять страховку.
В средней группе ребенок должен овладеть навыками ходьбы по
ограниченной площади опоры: на полу между линиями (ширина расстояния
между линиями 15-20 см), по доске, положенной на пол (ширина 15-20 см).
Положение рук при этом меняется: на поясе, в стороны, за головой и т. д.
Когда дети освоят упражнения в равновесии на уменьшенной площади
опоры, воспитатель переходит к обучению ходьбе по повышенной опоре, то
есть по гимнастической скамейке, а затем и по горизонтальному бревну. Упражнения в прыжках Упражнения в прыжках укрепляют и
развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты,
ловкости, координации движений.
Для детей средней группы программа предлагает наиболее простые
упражнения в прыжках, подпрыгивании, прыжках с продвижением вперед, в
длину с места, на небольшое расстояние.
Подпрыгивание. На пятом году жизни ребенок владеет умением
подпрыгивать на месте на двух ногах и продвигаясь вперед. Чтобы период
максимального напряжения сменялся периодом относительного отдыха, прыжки
на двух ногах чередуют с ходьбой. Расстояние, на которое дети
продвигаются при подпрыгивании, не должно превышать 2-3 м, так как
прыжки несут большую физическую нагрузку. Основная цель упражнения -
учить энергично, отталкиваться от пола (земли) одновременно двумя ногами
и мягко приземляться на полусогнутые ноги.
Прыжки с невысоких предметов (20-25 см). Главное в обучении -
приземление на полусогнутые ноги и сохранение устойчивого равновесия.
Детям объясняют, что перед прыжком надо согнуть ноги в коленях и
прыгнуть чуть вперед. Приседание при приземлении не должно быть
глубоким.
Прыжки в длину с места - одно из самых трудных упражнений для детей
пятого года жизни. Для прыжков длину с места воспитатель показывает:
исходное положение - ноги слега расставлены, ступни параллельно; согнуть
ноги до полуприседа, а руки отвести назад; затем с движением рук
вниз-вперед оттолкнуться двумя ногами, приземлиться на полусогнутые
ноги, руки вынести вперед и выпрямиться. В средней группе дети
овладевают общей структурой этого вида прыжка. У них довольно хорошо
получается отталкивание двумя ногами, появляется взмах рук. Однако
полной согласованности в движениях рук и ног еще нет. При выполнении
прыжков в длину с места наиболее типичны следующие ошибки: плотная
постановка стоп в исходном положении, слишком глубокое приседание и
отведение рук далеко назад-вверх, прыжок на прямые ноги (лишь некоторые
дети приземляются на полусогнутые ноги). При обучении детей прыжкам в
длину с места воспитателю следует добиваться правильного исходного
положения, энергичного отталкивания и мягкого приземления. Упражнения в метании
Упражнения в метании, катании, бросании мяча улучшают общую
координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища,
плечевого пояса и рук. В упражнениях с мячом ребенок знакомится с
различными пространственными понятиями - высоко, низко, верх, низ и т.
д.), учится управлять своими движениями.
При обучении детей средней группы катанию, бросанию, метанию мяча
закрепляются и совершенствуются навыки, приобретенные ими в младшей
группе. При прокатывании мячей детей приучают отталкивать предметы
симметрично обеими руками, придавая движению нужное направление.
Затем упражнения в прокатывании мяча проводятся в парах. Ребята
располагаются на расстоянии 1,5-2 м друг от друга. Исходное положение
может быть различным: сидя, ноги врозь, стойка в упоре на коленях, стоя
во весь рост (с наклоном вперед-вниз). К началу действий с мячом
воспитатель дает команду.
Детей пятого года жизни обучают подбрасыванию и ловле мяча
индивидуально и в парах. При ловле мяча ребенок, как правило, сохраняет
неподвижную позу. Умение следить за полетом мяча у детей сформировано
несколько лучше, чем умение выдерживать направление при броске. В
основном они ловят мяч, прижимая его к груди.
Упражнения в бросании и ловле должны быть непродолжительными, так как
требуют определенной концентрации внимания, которое у детей данного
возраста развито еще не достаточно.
Обучать детей метанию в цель и на дальность воспитатель начинает
после того, как они освоят прокатывание мяча в разных вариантах. При
бросках и ловле мяча основное внимание обращается на исходное положение.
При метании в цель и на дальность предлагается отставить ногу, отвести в
сторону одноименную руку, производящую бросок, то есть если бросок
производится правой рукой, то назад отставляется правая нога, и
наоборот. Ноги надо слегка расставить и чуть согнуть в коленях. Упражнения в ползании и лазанье Некоторые элементы ползания
и лазанья напоминают ходьбу (поочередное движение рук и ног в момент
опоры и т. д.). Упражнения в лазанье развивают силу, ловкость, смелость и
координацию движений, способствуют формированию правильной осанки.
Горизонтальная поза содействует разгрузке позвоночника. Ползание
развивает и укрепляет мускулатуру как крупных мышечных групп (плечевого
пояса, спины, живота), так и мелких мышц рук, предплечья и стопы.
Ползание осуществляется одноименным и разноименным способами.
Наиболее распространенным упражнением в начале года является ползание на
четвереньках с опорой на ладони и колени. На последующих занятиях дети
упражняются в ползании по уменьшенной площади опоры: по доске, по
гимнастической скамейке, при этом следует по окончании выполнения
упражнения предложить выпрямление и потягивание (хлопнуть в ладоши над
головой, поднять вверх мяч в прямых руках, позвонить в колокольчик).
При выполнении детьми упражнений в ползании под шнур, дугу
воспитатель обращает основное внимание на умение группироваться
(«складываться в комочек», проползать, не задевая предмет.
В средней группе детей упражняют в лазанье по гимнастической стенке и
обучают прав ильному хвату рук за рейки. Лазанье по гимнастической
стенке выполняют приставным и переменным шагом. |