Организация инклюзивной практики
предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной
системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными
возможностями здоровья, но и разных этнических групп, пола, возраста,
принадлежности к той или иной социальной группе.
Система обучения и воспитания
подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка,
используются новые подходы к обучению, применяются вариативные
образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом
инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную
ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного
процесса с учетом индивидуальных различий детей. Для управления
инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы,
проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг
инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников
образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов,
администрации).
Основной принцип управления инклюзивным
детским садом – принцип совместного принятия решения участниками
образовательного процесса и ответственность за его выполнение. На основе
данного принципа определяются структуры управления инклюзивным
процессом:
1) научно-методический совет ДОУ;
2) психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ;
3) педагогический коллектив инклюзивной группы;
4) родительский комитет.
Одним из важных условий организации
инклюзивного процесса является командная работа сотрудников.
Управленческая команда – это группа специалистов, объединенная
пониманием перспективы развития ДОУ и проводящая в коллективе единую
политику по достижению поставленных целей. Функционирование и развитие
инклюзивного ДОУ зависит от обмена информацией и способности людей
совместно решать проблемы и задачи. Командная работа способствует:
• более успешной работе ДОУ;
• быстрой адаптации образовательной системы
к изменениям во внешней среде, четкому реагированию на изменение
образовательного запроса;
• модернизации организационной системы
управления при переходе от функционально-линейной организационной
структуры к матричной структуре, в которой сочетаются вертикальная и
горизонтальная системы управления.
Формой командного управления ДОУ является научно-методический совет ,
который решает стратегические и оперативные задачи. В
научно-методический совет входят заведующая, координатор по инклюзии,
руководители различных служб ДОУ (консультативный пункт, ранняя помощь,
лекотека, центр индивидуальной психологической работы (ЦИПР)), старший
воспитатель, ведущие специалисты.
Научно-методический совет разрабатывает
концепцию развития инклюзивной практики в ДОУ, программу развития и
годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых
технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области
инклюзивной практики; определяет перечень необходимых
научно-практических материалов; осуществляет стратегическое планирование
деятельности инклюзивного ДОУ.
Кроме того, совет решает оперативные задачи:
• анализ ситуации в ДОУ и оперативное реагирование на нее;
• обсуждение планов и отчетов структурных подразделений ДОУ;
• контроль и анализ деятельности ПМПк ДОУ;
• определение ценностей, цели, принципов и
направлений работы учреждения (эти вопросы обсуждаются всем коллективом
на командных тренингах, проводящихся 2 раза в год).
Планы, намеченные советом, обсуждаются и
корректируются на собраниях педагогического коллектива и принимаются к
исполнению. Вопросы оперативного управления решаются на еженедельных
совещаниях, проводимых заведующей.
Для решения методических и организационных
задач обеспечения инклюзивных процессов создаются проектные группы для
решения конкретных задач, например, создания методики работы
«детско-родительской группы», разработки критериев эффективности работы
воспитателей, организации праздника или подготовки участков к весеннему
периоду.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) создается
для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития
ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации
индивидуального образовательного маршрута (на основании результатов
диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК) и, в частности, для
разработки индивидуальной образовательной программы и оценки
результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его
адаптации в ДОУ.
Координации деятельности педагогического
коллектива ДОУ по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс
способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного
из специалистов ДОУ. Координатор по инклюзии – это специалист с высшим
педагогическим, дефектологическим, психологическим образованием
(учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог), имеющий опыт
работы с детьми с разными нарушениями развития, прошедший
профессиональную подготовку (повышение квалификации, профессиональная
переподготовка, бакалавриат, магистратура) в области инклюзивного
образования. Также обязанности координатора может выполнять социальный
педагог, методист или старший воспитатель, имеющий опыт работы в
структурных подразделениях или инклюзивном саду не менее года и
прошедший переподготовку, дающую ему право работать с детьми с ОВЗ.
Основная цель работы координатора – обеспечение эффективного
взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса,
что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и
их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации
образовательного учреждения к новым условиям функционирования.
В обязанности координатора по инклюзии входит:
– взаимодействие с ПМПК для получения
рекомендаций по определению образовательного маршрута и условий,
необходимых для эффективного включения и успешной адаптации ребенка в
ДОУ или его структурных подразделениях (служба ранней помощи, группы
кратковременного пребывания, лекотека, группа «Особый ребенок»,
инклюзивная группа; гибкий режим посещения, дополнительные занятия со
специалистами);
– организация подготовки персонала
инклюзивной группы к приходу ребенка с ОВЗ – проведение беседы об
особенностях его развития, методах работы с ним и создании необходимых
условий в группе;
– организация подготовки родителей
нормально развивающихся детей к приходу в группу ребенка с ОВЗ –
проведение бесед на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ,
организация совместных детско-родительских мероприятий (например,
праздников, походов) с участием семей, воспитывающих детей с ОВЗ;
– организация методической помощи
воспитателям по адаптации каждого ребенка с ОВЗ и включению его во
взаимодействие с другими детьми; общие игры, групповые занятия;
– оказание помощи психологу в организации
игровых занятий в мини-группах с целью включения ребенка с ОВЗ во
взаимодействие с другими детьми;
– организация взаимодействия специалистов и
воспитателей инклюзивных групп: еженедельные рабочие встречи с
обсуждением результатов работы, ведение журнала взаимодействия, текущих
записей по каждому ребенку;
– контроль за ведением документации по каждому ребенку специалистами ДОУ, посещение занятий специалистов;
– организация и контроль за проведением
психолого-педагогической диагностики с целью отслеживания динамики
развития ребенка (3 раза в год);
– организация работы ПМПк по обсуждению
достижений каждого ребенка (3 раза в год – плановые консилиумы, а также
по запросу родителей или педагогов);
– организация взаимодействия с семьей
ребенка с ОВЗ: встречи с родителями, беседы, консультации,
информационная поддержка, составление индивидуального плана развития
ребенка с учетом интересов семьи, привлечение родителей к участию в
коррекционно-развивающей работе, организация встреч родителей со
специалистами, консилиума с участием родителей – по запросу родителей
или педагогов;
– организация консультаций ребенка у специалистов (невропатолога, психоневролога или других) по запросу родителей или педагогов;
– налаживание сотрудничества со
специалистами других организаций, занимающихся с ребенком с ОВЗ,
посещающим ОУ (например, ППМС-центр), организация совместных встреч,
выработки единой стратегии коррекционно-развивающей работы;
– организация преемственности инклюзивного
образования: помощь в выборе ОУ при переходе ребенка на следующую
ступень образования (например, из детского сада в школу), налаживание
контактов с педагогическим коллективом ОУ, в которое поступает ребенок с
ОВЗ, помощь в его адаптации;
– организация взаимодействия специалистов и воспитателей инклюзивных групп: рабочие встречи с обсуждением результатов работы;
– совместно со старшим воспитателем
(другими членами административной группы) организация открытых занятий,
мастер-классов, семинаров с целью повышения квалификации педагогического
состава, семинаров и тренингов для родителей.
Таким образом, координатор по инклюзии
создает необходимые условия совместной работы коллектива ДОУ и родителей
для наиболее эффективной реализации программы развития и реабилитации
каждого ребенка с ОВЗ и его социализации в инклюзивной группе.
Педагогический коллектив инклюзивной группы включает
в себя: воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога,
педагога-психолога, тьютора, социального педагога, педагогов
дополнительного образования.
Цель работы этого коллектива – организация
детско-взрослой общности как социальной модели, в которой каждый человек
является ресурсом для другого человека.
Основные направления деятельности педагогического коллектива:
– разработка и реализация конкретных этапов
овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе
овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ;
– проведение анализа результатов психолого-педагогической диагностики всех детей группы;
– разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы;
– реализация, с опорой на решения ПМПК, действий по включению детей в группу в начале учебного года;
– планирование распорядка повседневных дел и занятий в группе;
– обсуждение и планирование действий по сотрудничеству и взаимодействию с родителями;
– планирование, организация и реализация событий и праздников;
– анализ экстренных ситуаций и организация действий по их разрешению.
ПМПК назначает каждому ребенку с ОВЗ
ведущего специалиста (в зависимости от образовательных потребностей) из
числа специалистов педагогического коллектива группы.
Повышение профессиональной компетентности
педагогов и специалистов фиксируется в процессе профессиональных
супервизий. Супервизия – вид психолого-педагогического сопровождения
работников помогающих профессий. Супервизия направлена на повышение
профессиональной компетентности работников и профилактику синдрома
эмоционального выгорания. В ДОУ супервизии проводятся (по запросу) как
коллегами из учреждения, так и приглашенными из других организаций
специалистами в соответствии с решениями научно-методического совета. |