Включение ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в среду дошкольного образовательного учреждения
комбинированного или компенсирующего вида возможно при соблюдении
определенных условий: организации безбарьерной среды, повышении
квалификации педагогов ДОУ, организации психолого-педагогического
сопровождения. Решение о направлении ребенка с ОВЗ в дошкольное
образовательное учреждение принимается родителями на основании
заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В
данном документе должны быть представлены образовательный маршрут
ребенка, перечень и описание условий, необходимых для разработки и
реализации индивидуальной образовательной программы.
Деятельность окружной ПМПК организуется в
соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 95 от
24.03.2009 г. и Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья в городе Москве № 16 от 28.04.2010 г.
В соответствии с Положением комиссия
создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья
и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного
обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям
психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и
воспитания.
Основные направления деятельности комиссии:
«… а) проведение комплексного
психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до
18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или)
психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования
рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и
организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или
изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи
родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных
учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других
организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений
развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или)
отклонениями в поведении…».
Закон «Об образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья в городе Москве» регулирует «отношения, связанные
с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на
образование любого уровня и направленности в соответствии с их
способностями и возможностями, в целях социальной интеграции указанных
лиц, включая приобретение ими навыков самообслуживания».
В статье 11 часть 1 Закона говорится: «В
целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или)
отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и
подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической
помощи и организации их воспитания и обучения уполномоченным органом
исполнительной власти города Москвы в области образования создаются
центральная (городская) и территориальные (окружные)
психолого-медико-педагогические комиссии».
В статье 11 часть 3 указано: «…Рекомендации
по созданию (изменению) специальных условий обучения (воспитания),
содержащиеся в заключении психолого-медико-педагогической комиссии,
обязательны для исполнения государственными образовательными
учреждениями и негосударственными образовательными организациями, в
которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья».
Особенно важным для деятельности ПМПК и
консилиума образовательного учреждения является содержание статей 14 и
15, посвященных особенностям приема в государственные образовательные
учреждения (ст. 14) и порядку перевода и изменения формы получения
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 15).
В статье 14 (части 1, 2, 3) говорится:
«… 1. Прием лиц с ограниченными
возможностями здоровья в государственные образовательные учреждения
осуществляется в соответствии с общим порядком, установленным
федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми
актами города Москвы для приема граждан в государственные
образовательные учреждения, с учетом особенностей, установленных
настоящим Законом.
2. Государственное образовательное
учреждение не вправе отказать лицам с ограниченными возможностями
здоровья в приеме на обучение в связи с наличием у них таких
ограничений, за исключением случаев, установленных федеральным
законодательством и законами города Москвы.
3. Отказ в приеме лица с ограниченными
возможностями здоровья в государственное образовательное учреждение
может быть обжалован в порядке, установленном федеральным
законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города
Москвы».
Статья 15 (части 1, 2) гласит:
«… 1. Лицо с ограниченными возможностями
здоровья переводится в другое образовательное учреждение или на другую
форму получения образования на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) несовершеннолетнего ребенка в случае
неосвоения им образовательной программы в избранном образовательном
учреждении и по избранной форме. Вопрос о переводе рассматривается, как
правило, по истечении учебного года, если более ранний срок не
соответствует интересам обучающегося, воспитанника.
2. Совместное воспитание и обучение лиц с
ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких
ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения
последних. В случае установления психолого-медико-педагогической
комиссией невозможности совместного обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья, успешно осваивающих образовательные программы, и
лиц, не имеющих таких ограничений, на основании решения органа
самоуправления образовательного учреждения орган государственной власти
города Москвы, осуществляющий управление в сфере образования, по
согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних
детей и с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
принимает меры по продолжению лицами с ограниченными возможностями
здоровья обучения в другом образовательном учреждении или по иной форме
получения образования».
Статья 15 разрешает ПМПК на основании
проведенного анализа ситуации выносить заключение (предложение) о
необходимости перевода ребенка из одного образовательного учреждения в
другое в соответствии с его состоянием и возможностями для дальнейшего
получения образования, что в обязательном порядке должно быть
подкреплено соответствующим решением органа самоуправления
образовательного учреждения.
Основные задачи деятельности ПМПК в условиях становления инклюзивной практики:
• оценка особенностей и уровня развития ребенка;
• оценка возможности включения ребенка в образовательное учреждение, реализующее инклюзивную практику;
• определение индивидуального образовательного маршрута;
• определение условий включения (наличие специалистов сопровождения, специального оборудования, безбарьерная среда и др.);
• выбор образовательного учреждения (или его структурного подразделения);
• определение срока, в том числе
диагностического, пребывания ребенка в той или иной части
образовательного маршрута в ДОУ (в одном из его структурных
подразделений).
Таким образом, ПМПК по результатам обследования ребенка и взаимодействия с его родителями определяет следующие условия:
1. Вид ДОУ, структурное подразделение ДОУ
(служба ранней помощи (СРП); лекотека и/или группа кратковременного
пребывания «Особый ребенок» (с возможностью включения детей с ОВЗ в
группу нормально развивающихся детей); группа комбинированной
направленности (инклюзивная));
2. Условия пребывания ребенка с ОВЗ в
инклюзивной группе ДОУ: объем включения (частичное или полное включение;
определение потребности в специалисте сопровождения (тьюторе);
рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы,
включающие направления психокоррекционной работы, реализуемые
специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог,
специальный педагог, специалист ЛФК, врач, и т. д.); рекомендуемый режим
занятий и консультаций; потребность в дополнительной помощи
специалистов вне ДОУ; необходимое для ребенка дополнительное специальное
оборудование, дидактическое наполнение, средовые изменения; срок
повторного обращения в ПМПК.
Приведем пример разработки специалистами
ПМПК образовательного маршрута для дошкольника с расстройствами
аутистического спектра (ребенок наблюдался с 4-летнего возраста).
1. Первичный прием специалистами ПМПК и рекомендации ПМПК по определению образовательного маршрута.
Оценка состояния ребенка на приеме ПМПК. В
поведении неадекватен, испуган, сильно возбужден, демонстрирует
множественные стереотипии и эхолалии. Можно предположить наличие
страхов, в том числе вычурных. Контакт формальный, на фоне утомления то
демонстрирует аутоагрессию, то безучастно лежит на ковре.
Рекомендации ПМПК. Посещение группы
кратковременного пребывания «Лекотека», в течение 6 мес., при наличии
тьютора (специалиста сопровождения) с постепенным переходом от
индивидуальных к групповым формам взаимодействия и наличии
индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Консультация врача
психиатра Центра психического здоровья МЗ РФ. Проведение ПМПк
специалистов ДОУ не реже 1 раза в 3 мес.
2. Повторное ПМПК (динамическое).
Проводится с целью оценки динамики развития регуляторной и эмоциональной
сфер и оценки возможностей ребенка находиться в инклюзивной среде.
Оценка состояния ребенка на приеме ПМПК. В
поведении более упорядочен, проявление аутоагрессии на приеме не
демонстрирует, контакт со взрослым по поводу предмета остается
формальным, действия с предметами стереотипные, возможны совместные
действия со взрослым (короткое время). По заключениям специалистов ДОУ
может «заниматься» около 15—20 мин. в индивидуальном режиме, проявляет
больший интерес к происходящему вокруг, речь не так изобилует
эхолалиями. Выполняет без негатива простые режимные моменты (садится
пить чай, убирает игрушки). Ребенок наблюдается врачом-психиатром,
принимает медикаментозное лечение.
Рекомендации ПМПК. Посещение группы
кратковременного пребывания «Особый ребенок» с частичной гибкой
интеграцией в среду обычных сверстников в инклюзивной группе ДОУ (с
сопровождением специалиста группы «Особый ребенок») сроком на 6 мес.
Постепенное увеличение времени пребывания в среде обычных детей.
Индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия с
психологом, дефектологом, логопедом. Занятия ЛФК. Определение срока
пребывания в таком режиме по усмотрению ПМПк ОУ.
3. Повторное ПМПК (выезд в ДОУ, где
находится ребенок). Проводится с целью корректировки уровня и степени
включения ребенка в среду обычных сверстников по результатам оценки
динамики развития ребенка, эффективности пребывания в группе,
эффективности всех развивающих мероприятий.
Оценка динамики. Ребенок остается
специфичным в поведении, в речи присутствуют эхолалии, поддерживает
контакт с детьми на уровне простой игры, не демонстрирует двигательного
беспокойства до наступления утомления. По заключениям специалистов ДОУ
выработан стереотип индивидуальных занятий с дефектологом, успешен и
результативен в конструктивной деятельности. На групповых занятиях
включается в игровые моменты и стереотипные игры. Однако может играть и в
одиночестве. Рекомендации ПМПк ДОУ – зачисление ребенка в инклюзивную
группу.
Рекомендации ПМПК. Перевод ребенка в
инклюзивную группу ДОУ, определение режима посещения индивидуальных
занятий. Дополнительные занятия в Окружном ресурсном центре по
подготовке к школе (группа фольклорной терапии, занятия в
интегрированной группе по формированию коммуникативных и социальных
навыков), продолжение наблюдения у психиатра в Научном центре
психического здоровья Минздрава РФ. Образовательный маршрут дан на 2
года. Оценка динамики состояния на ПМПк ДОУ.
4. Повторное ПМПК (непосредственно в
окружном ресурсном центре) с задачей оценки динамики развития ребенка и
его психологической готовности к обучению в инклюзивном классе СОШ,
определение программы обучения и необходимых дополнительных занятий.
Оценка динамики. Описание состояния
ребенка в возрасте 7 лет 2 мес. На приеме специфичен в поведении,
проявляются черты вычурности, в контакт вступает осторожно, напряжен.
Выполняет предложенные задания, демонстрирует неравномерность в развитии
психических функций, формальные первичные навыки счета и чтения
сформированы в соответствии с возрастом, задания конструктивного
характера выполняет в возрастной стратегии, затруднено считывание
эмоционального контекста ситуации, эмоционально незрел. Демонстрирует
«зоны» «сверхценных» захватывающих его интересов.
Рекомендации ПМПК. Обучение в 1-м
инклюзивном классе по массовой программе, сопровождение тьютора (на
период учебного года), дополнительные занятия с дефектологом –
(индивидуальные), психологом во фронтальном режиме, психотерапевтическая
работа с семьей в рамках Ресурсного центра. Обсуждение на школьном
ПМПк, с целью корректировки объема коррекционных занятий и их
направленности. Обсуждение стратегии деятельности специалиста
сопровождения (тьютора). Совместное обсуждение со специалистами ПМПК ОРЦ
динамики адаптации и развития ребенка. Во второй половине учебного года
посещение фольклорного кружка или студии в системе дополнительного
образования. Продолжение наблюдения у врача психиатра.
Специалисты ППМК имеют право оговаривать с
родителями дополнительные условия, необходимые для успешной адаптации
ребенка в ОУ, – в нашем примере это наблюдение психиатра в НЦПЗ или
проведение психотерапевтической работы с членами семьи в условиях
другого центра и т. п.
В современной командной работе специалистов
психолого-медико-педагогической комиссии (А. Я. Юдилевич, 2002)
реализуются два основных принципа – мультидисциплинарный и
междисциплинарный. В полной степени оба принципа могут быть применены и к
деятельности ПМПк ДОУ.
Мультидисциплинарный принцип заключается в
реализации комплексного подхода к оценке развития ребенка, что
предусматривает необходимость равноправного учета данных всех
специалистов ПМПК (от врачей до социальных работников и воспитателей).
Междисциплинарный принцип деятельности
специалистов при оценке психического развития ребенка предусматривает
необходимость выработки (согласования) коллегиальных подходов при такой
оценке и преломления (в некоторых случаях серьезной коррекции) мнения
каждого из специалистов, в зависимости от мнения других членов ПМПк.
Это, в свою очередь, требует соответствующих технологий проведения
коллегиального обсуждения, то есть технологий междисциплинарного
взаимодействия. Основная нагрузка в этой ситуации ложится на ведущего
заседание консилиума специалиста (председателя ПМПк – старшего логопеда
или координатора по инклюзии в ДОУ). Важной задачей ведущего становится
последовательность обсуждения ребенка отдельными специалистами,
согласование позиций специалистов и т. п.
Учет обоих принципов командной работы
специалистов формулирует как задачи образования, так и задачи
коррекционно-развивающей помощи ребенку и сопровождения его семьи.
Психолого-медико-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения (ПМПк ДОУ) как
форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для
психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, действует на
основании Методических рекомендаций Министерства образования РФ «О
психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного
учреждения» от 27.03.2000 г. № 127/901-6. В инклюзивном дошкольном
образовательном учреждении ПМПк – это объединение специалистов ДОУ,
реализующее ту или иную стратегию сопровождения ребенка и
разрабатывающее конкретные тактики сопровождения включенного ребенка.
Содержание деятельности консилиума ДОУ:
• обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка с ОВЗ;
• обсуждение сложившейся образовательной ситуации;
• разработка и реализация общей стратегии
заданной ПМПК и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную
практику при направлении его в данное образовательное учреждение.
Таким образом, стратегия включения ребенка в
некоторой степени зависит от специалистов ПМПк, определяющих
необходимые условия для его успешного включения в среду обычных
сверстников.
Задачами психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк) инклюзивного ДОУ являются разработка тактических задач
сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или
иного специалиста или условия, подбор конкретных коррекционных программ,
тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям
ребенка и всей ситуации его включения в среду нормально развивающихся
сверстников. Кроме задач, определенных методическими рекомендациями,
инклюзивная практика актуализирует еще одну задачу – сопровождение всех
детей группы, в которую включен ребенок с ОВЗ. Успешная деятельность ПМПк определяется внешними и внутренними условиями организации деятельности инклюзивного ДОУ. К внешним условиям, в первую очередь, относятся:
• системность развития инклюзивного
образования в округе —наличие образовательных учреждений разных ступеней
образования (инклюзивная образовательная вертикаль: система ранней
помощи – ДОУ – ОУ);
• преемственность и взаимодействие между отдельными звеньями этих вертикалей;
• наличие структур, оказывающих
методическую и организационную поддержку и сопровождение инклюзивных ДОУ
(окружные методические центры, окружные ресурсные центры по развитию
инклюзивного образования, ППМС-центры);
• создание и функционирование координационного совета округа по развитию инклюзивного образования;
• сотрудничество с Ресурсным центром по развитию инклюзивного образования;
• взаимодействие с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК);
• взаимодействие с другими инклюзивными и
специальными (коррекционными) образовательными учреждениями вертикали
или сети (ближайшие школы, также включенные в инклюзивную практику,
другие детские сады);
• взаимодействие с социальными партнерами
(родительские организации, общественные организации инвалидов,
учреждения культуры и спорта и др.).
К внутренним условиям организации деятельности ДОУ, включенного в инклюзивную практику, следует отнести:
• наличие инклюзивной вертикали в ДОУ –
деятельность структурных подразделений ДОУ (лекотека, ЦИПР, служба
ранней помощи и др.), позволяющая организовать различную степень
включенности ребенка с ОВЗ в инклюзивную среду;
• подготовка психолого-педагогических кадров для реализации задач инклюзивного образования;
• разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов;
• деятельность педагогического коллектива
группы (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед,
социальный педагог, воспитатель, помощник воспитателя, тьютор);
• деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ;
• создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды;
• наличие специального оборудования и средств, моделирующих образовательное пространство группы.
В состав ПМПк ДОУ входят: координатор по
инклюзии (как правило, его роль выполняет старший воспитатель),
педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный
педагог, медсестра. Председателем ПМПк ДОУ является старший воспитатель,
обладающий административным ресурсом для реализации решений консилиума.
Задачи и виды деятельности психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения:
• разработка и уточнение индивидуального
образовательного маршрута, определение условий и технологий
психолого-педагогического сопровождения, в том числе оказания
коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ;
• разработка содержательной части
индивидуального образовательного маршрута (проведение организационных
мероприятий, способствующих адаптации включенного ребенка);
• динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ;
• моделирование индивидуально
ориентированных образовательных и коррекционно-развивающих программ на
основе использования существующих программ и гибких технологий,
учитывающих особенности психофизического развития детей данных
категорий;
• изменение, при согласии родителей,
образовательной траектории ребенка с ОВЗ (например, изменение
соотношения индивидуальных и групповых форм работы, время пребывания
ребенка в среде сверстников и т. п.);
• выявление среди основного контингента
воспитанников детей с особыми образовательными потребностями, не
проходивших обследование в ПМПК, но нуждающихся в
психолого-педагогической поддержке;
• мониторинг образовательной и социальной адаптации всех воспитанников инклюзивных групп;
• координация взаимодействия всех специалистов ДОУ по организации инклюзивной практики;
• при выявлении изменений психофизического и
соматического состояний направление родителей на консультацию к
специалистам медицинского профиля.
Вышеперечисленные задачи решаются на плановых и внеплановых консилиумах ДОУ.
Плановый консилиум решает следующие задачи:
• уточнение стратегии и определение тактики психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
• выработка согласованных решений по
определению индивидуального образовательного маршрута и дополнительных
программ развивающей, коррекционной и абилитационной работы;
• оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
Как правило плановые консилиумы проводятся 3–4 раза в год.
Внеплановые консилиумы собираются по
запросам специалистов (педагога группы, педагога-психолога или одного из
работающих с ребенком специалистов). Поводами для внепланового
консилиума являются выяснение или возникновение новых обстоятельств,
влияющих на обучение, развитие ребенка, отрицательная динамика его
обучения или развития и т. п.
Задачами внепланового консилиума являются:
• решение вопроса о принятии каких-либо
необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам (в том числе –
каким специалистом должен быть проконсультирован ребенок в первую
очередь);
• коррекция направления ранее проводимой
коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее
неэффективности;
• решение вопроса об изменении
образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного
образовательного учреждения, либо иного типа учебного заведения
(повторное прохождение ПМПК).
Каждый специалист консилиума оценивает
состояние психофизического развития ребенка и дает прогноз его
возможностей в плане обучения, воспитания и социальной адаптации, в
соответствии со своей специальностью и специализацией. Тип
отклоняющегося развития, оценка причин и механизмов конкретного типа
отклоняющегося развития, определение направлений психологической
коррекционной работы, ее последовательности и тактики определяет
педагог-психолог. Характер речевого недоразвития выявляется
учителем-логопедом, который определяет условия и форму сопровождения,
адекватные возможностям ребенка в рамках данного вида дошкольного
образовательного учреждения. Сформированность образовательных навыков
оценивается воспитателем или учителем-дефектологом соответствующего
профиля. Социальную ситуацию развития, среду, в которой находится
ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса
семьи оценивает социальный педагог.
Деятельность всех специалистов в рамках
консилиума состоит из ряда последовательных этапов, закономерно
вытекающих один из другого. В реальной практике возможны некоторые
расхождения с описанной выше моделью, определяющиеся региональными,
этническими и социокультурными особенностями семей и т. п.
Перечислим этапы деятельности
психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного
учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ.
Анализ рекомендаций и условий включения,
представленный в рекомендациях ПМПК (потребность в сопровождении
(тьютор), направленность коррекционной работы (учитель-логопед,
педагог-психолог, учитель-дефектолог, ЛФК, врач, и т. п.), рекомендуемый
режим занятий и консультаций, дополнительная помощь специалистов вне
ДОУ, дополнительное специальное оборудование и т. п.) для успешного
включения ребенка с ОВЗ в детское сообщество можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка.
В первые две недели пребывания в ДОУ
осуществляется первичное обследование ребенка с ОВЗ основными
специалистам ПМПК (педагог-психолог, учитель-дефектолог,
учитель-логопед, социальный педагог), что является первым этапом сопровождения ребенка консилиумом ДОУ.
Основные задачи деятельности специалистов на данном этапе.
Диагностические задачи педагога-психолога :
уточнение подтверждения либо изменение оценки уровня и особенностей
развития ребенка, его поведения, критичности, адекватности в ситуации,
развития коммуникативной, регуляторной, когнитивной и
эмоционально-аффективной сфер в соответствии с возрастом. Оценка
ресурсных возможностей ребенка, в том числе особенностей
работоспособности и темпа деятельности, возможностей
социально-эмоциональной адаптации в детском сообществе и образовательном
учреждении в целом за счет пролонгированного наблюдения за ребенком в
процессе его адаптации в ДОУ. При необходимости уточнение варианта/формы
отклоняющегося развития, его индивидуальных проявлений у ребенка.
Проведение специальной психологической работы со всеми взрослыми
участниками образовательного процесса – воспитателями и родителями, в
том числе родителями нормально развивающихся детей, посещающих группу.
Диагностические задачи учителя-логопеда :
уточнение, детальное описание всех компонентов и сторон речевой
функциональной системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической,
синтаксической, семантической, просодической), особенности понимания
обращенной речи. В процессе логопедической диагностики определяются
направления и особенности коррекционно-развивающей работы, формы работы с
ребенком с учетом речевых особенностей остальных детей группы.
Диагностические задачи учителя-дефектолога :
детальная оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков в их
соотнесении с возрастом ребенка и программным материалом ДОУ
(педагогическое тестирование), оценка уровня обучаемости ребенка,
возможности переноса сформированного навыка на аналогичный материал и
т. п. Итогом такой оценки является программа формирования познавательных
навыков и умений в соответствии с программой развития ДОУ либо с
индивидуальной программой развития познавательной деятельности ребенка.
Диагностические задачи сурдопедагога :
педагогическая оценка уровня снижения слуха, особенностей восприятия и
воспроизведения устной речи, а также наличия дополнительных факторов,
влияющих на общее психическое развитие ребенка с нарушением слуха.
Сурдопедагог обязан конкретизировать определенные ПМПК условия и
специфику сопровождения ребенка с нарушением слуха в ДОУ.
Диагностические задачи тифлопедагога :
педагогическая оценка специфики зрительного восприятия, степени
снижения зрения, дополнительных факторов, осложняющих визуальные
возможности ребенка, оценка направлений занятий, определение необходимых
условий (в том числе – специального оборудования и специальной
дидактики) для его обучения.
По результатам проведения обследования
каждый специалист составляет развернутое заключение, в котором уточняет и
конкретизирует рекомендации ПМПК по индивидуализации образовательной
программы инклюзивной группы (коррекционной и абилитационной работы, ее
конкретных направлений и этапов, тактик и технологий работы с ребенком).
После обследования ребенка специалисты
проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов, которое можно
рассматривать в качестве второго этапа деятельности консилиума.
Коллегиальное обсуждение результатов
обследования позволяет конкретизировать и уточнить представления о
характере и особенностях развития ребенка, определить вероятностный
прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающих, коррекционных и
абилитационных мероприятий, которые будут способствовать максимальной
социальной и образовательной адаптации в соответствии с особенностями и
возможностями ребенка, а также определить необходимые на данном этапе
специальные коррекционные и развивающие программы, форму (индивидуальная
или групповая) и частоту их проведения. Организованная подобным образом
работа будет способствовать максимальной адаптации ребенка в среде
сверстников и его реальному включению в эту среду.
Завершающей частью этого этапа работы
консилиума является выработка решения по направлениям индивидуальной
образовательной программы и составление индивидуального образовательного
плана.
Председатель консилиума или координатор по
инклюзии совместно с воспитателем группы обсуждают с родителями все
интересующие или непонятные им моменты, связанные с содержательными и
организационными вопросами представленного им индивидуального
образовательного маршрута, включающего индивидуальную образовательную
программу и индивидуальный образовательный план.
Каждый специалист обязан проконсультировать
родителей по результатам собственного обследования и дать ясные и
понятные рекомендации по развитию, воспитанию ребенка в сфере своей
компетенции, опираясь на решение консилиума. Кроме того, родителям может
быть предоставлена информация о вероятностном прогнозе адаптации
ребенка, предполагаемой динамике его состояния и возможном ухудшении
состояния, динамики развития в целом, в случае невыполнения тех или иных
условий, рекомендованных ПМПк, касающихся дополнительной помощи
специалистов вне стен образовательного учреждения (в качестве примера
можно привести необходимость наблюдения и лечения у врача-психиатра,
наблюдения у других врачей или специалистов).
На этом же этапе обсуждается координация и
согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом.
При необходимости определяется последовательность включения различных
специалистов в работу с ребенком.
Третьим этапом работы ПМПк является
организация динамического сопровождения и проведение диагностических
срезов состояния психофизического развития ребенка с ОВЗ (1 раз в
месяц/квартал) для корректировки индивидуального образовательного
маршрута.
В ситуации, если консилиум ДОУ не пришел к
общему мнению о характере необходимой развивающей и коррекционной работы
с ребенком, можно обратиться к специалистам окружного ресурсного центра
по развитию инклюзивного образования. Так же необходимо поступить и в
ситуации конфликтных отношений с родителями ребенка, невыполнении
родителями рекомендаций консилиума и т. п.
В случае выявления в ДОУ детей,
испытывающих явные трудности социальной и /или образовательной адаптации
и нуждающихся в определении условий их обучения и воспитания,
специалисты ПМПк ДОУ рекомендуют, а зачастую и убеждают родителей (лиц,
их заменяющих) обратиться в ПМПК. Копии полученных заключений
специалистов в виде общего (коллегиального) заключения консилиума
передаются в психолого-медико-педагогическую комиссию, где определяется
или уточняется образовательный маршрут ребенка и условия, способствующие
его максимальной социальной и образовательной адаптации, выдаются
дополнительные рекомендации по организации условий для развития,
воспитания и обучения ребенка в ДОУ.
На этом же этапе обсуждаются особенности и
формулируются основные положения сопровождения остальных детей
инклюзивной группы в связи с включением в нее ребенка с ОВЗ.
Своеобразным завершением этого этапа работы
каждого специалиста является оценка состояния ребенка после окончания
цикла развивающей и коррекционной работы или итоговое обследование.
Одной из целей данного обследования является оценка необходимости и/или
возможности изменения образовательного маршрута (например, перевод в
другое структурное подразделение ДОУ). ПМПк ДОУ рассматривает и
оценивает особенности нахождения ребенка в оцениваемом периоде не только
со стороны адекватности и эффективности для него самого, но и с точки
зрения эффективности развития и обучения других детей группы.
Решение задач динамической оценки состояния
ребенка в рамках деятельности консилиума является завершающей ступенью
его деятельности в учебном году или на определенной ступени образования.
В деятельность ПМПк может включаться мониторинг.
На практике ребенок с ОВЗ может попасть в
ДОУ, минуя ПМПК. В этом случае схема определения образовательного
маршрута ребенка выглядит следующим образом.
Схема определения образовательного
маршрута ребенка в условиях взаимодействия ПМПк ДОУ и Ресурсного центра
по развитию инклюзивного образования.
Таким образом, деятельность
психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ приобретает характерные
отличия от деятельности ПМПК. О. Е. Грибовой определены основные отличия
деятельности специалистов ПМПК от деятельности специалистов в составе
психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (таблица 4).
Таблица 4.
Продолжение таблицы.
Поскольку в задачи консилиума, прежде
всего, входит разработка индивидуальной образовательной программы
ребенка, форма организации процедуры обследования может быть
индивидуальной для каждого специалиста с последующим коллегиальным
обсуждением полученных результатов и выработкой соответствующего решения
и комплексных рекомендаций.
В данном случае такая форма работы
полностью совпадает с индивидуально-коллегиальной формой проведения
ПМПК. Это, в свою очередь, требует более длительной и пролонгированной
(по крайней мере, в течение нескольких дней) процедуры обследования,
изменения самой технологии консилиумной деятельности, по сравнению с
работой ПМПК.
Формулировка коллегиального заключения
базируется на подробных заключениях каждого специалиста с развернутой
программой сопровождения. В свою очередь, эти условия предъявляют и
определенные требования к составу консилиума. Если в случае регулярно
действующей комиссии состав ее заранее определен и утвержден соответствующим приказом по учреждению, то в консилиум включаются те специалисты, которые работают с данным ребенком (что также утверждается соответствующим документом). Таким
образом, состав консилиума ОУ может варьироваться в зависимости от
образовательных потребностей ребенка: одни специалисты (например,
психолог или логопед) работают постоянно, другие (педагог-воспитатель,
дефектолог, младший обслуживающий персонал и др.) – меняются. Это также
накладывает определенные условия на совместную деятельность и
взаимодействие специалистов.
|