«Гостевые группы».
Специально для таких случаев нами было разработано
моделирование ситуации включения. Дети посещают лекотеку, участвуют в
различных мероприятиях дошкольного учреждения совместно с родителями
(без посещения группы), а также к ним приходят «гости» – типично
развивающиеся сверстники. Педагог-психолог, являющийся ведущим
специалистом ребенка, организуя «гостевые» визиты, прорабатывает такие
вопросы как:
– подбор «гостевой группы» в зависимости от психофизических особенностей ребенка с ОВЗ и особенностей приходящих детей;
– содержание и соотношение организованной и свободной деятельности детей.
Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок».
Существует мнение, что группа
кратковременного пребывания является обязательной ступенью для включения
ребенка с ОВЗ в среду типично развивающихся сверстников. Результаты
нашей работы говорят о нецелесообразности такого подхода. Дети с
тяжелыми нарушениями в развитии намного успешнее социализируются в
случае их включения в группу типично развивающихся сверстников; довольно
быстро проходят путь от подготовительного этапа до полного включения. В
то же время воспитанники, которые посещали группу кратковременного
пребывания вместе с другими детьми, имеющими тяжелые нарушения в
развитии, долго не достигали уровня социализации, позволяющего полностью
включать их в группу нормально развивающихся сверстников.
Примеры построения индивидуального образовательного маршрута для различных категорий дошкольников с ОВЗ
Пример 1.
Девочка, возраст 2 года 8 месяцев.
Основные особенности развития: тотальное
недоразвитие психических функций с нарушениями поведения у ребенка с
синдромом Дауна; системное недоразвитие речи.
Девочка из многодетной семьи (5-й,
последний ребенок). В основном ребенком занимается мать, которая считает
ее развитие соответствующим возрастной норме, интерпретирует любую
двигательную или голосовую активность ребенка. Ближайшая образовательная
цель семьи: поступление в группу общеразвивающей направленности на
полный день, желательно с возможностью ночного пребывания.
Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.
1-й этап. Сентябрь – декабрь.
Длительность этапов планируется
предварительно в соответствии с уровнем психофизического развития и
тяжестью нарушения конкретного ребенка и может изменяться в зависимости
от результатов коррекционно-развивающей работы.
По результатам комплексного обследования
(педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) и диагностики
выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует
приблизительно 1 году 6 месяцам. Осуществлено диагностическое включение в
группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет (3 раза по 30
минут во время свободной деятельности в группе).
Выявлено, что девочка не взаимодействует со
сверстниками, большую часть времени не обращает на них внимания, может
подойти к другому ребенку, привлеченная игрушкой в его руках, отнять ее
или толкнуть. Со взрослыми в контакт не вступает, на присутствие в
группе педагога-психолога и воспитателя не реагирует.
По результатам комплексного обследования выделены основные задачи коррекционной работы:
– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;
– включение матери в рамках игрового сеанса
в целенаправленное взаимодействие с ребенком, обучение матери способам
невербальной коммуникации при общении с девочкой;
– инициирование интереса к сверстникам.
Показатели (индикаторы) выполнения задач:
– возникновение и увеличение числа случаев установления и поддержания контакта с ведущим специалистом;
– возникновение и увеличение числа случаев
адекватного и целенаправленного (по поводу бытовой, игровой ситуации или
предметов) взаимодействия матери с ребенком;
– возникновение и увеличение числа случаев проявления интереса к деятельности сверстников, попыток установления контакта с ними.
Форма фиксации результатов: листы наблюдения.
Для решения поставленных задач определена
группа общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет, в которую
будет включена девочка.
Предполагаемые формы и условия работы с ребенком:
• игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;
• индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом;
• участие ребенка с матерью в досуговых мероприятиях в группе, в которую предстоит включение.
Для успешной реализации задачи включения
необходима предварительная работа с другими участниками педагогического
процесса – нормально развивающимися детьми, их родителями и педагогами
ДОУ (таблица 10).
Таблица 10.
По итогам реализации этапа составляется заключение ведущего специалиста (см. ниже).
2-й этап. Январь – май.
Частичное включение начато с включения
ребенка в группу во время проведения музыкальных и физкультурных занятий
в сопровождении педагога-психолога структурного подразделения Лекотека.
Структура гостевого визита:
– посещение занятия с группой сверстников (15 мин);
– свободная деятельность в группе (30 мин);
– совместное с группой одевание и выход на прогулку (15 мин);
– передача ребенка педагогом-психологом матери с дальнейшей возможностью продолжить прогулку с группой;
– участие ребенка в организованной деятельности детей на прогулке (продолжительность в зависимости от его состояния);
– уход домой. Индивидуальную программу
включения на конкретный временной период удобно оформлять как раздел
индивидуального образовательного маршрута в предложенной ниже форме.
Заключение ведущего специалиста по итогам включения: девочка
посещает группу по установленному графику (болела ОРВИ с… по…), в
детский сад идет охотно, в группе активна, предпочитает контакт со
взрослыми, в контакт со сверстниками вступает ситуативно. Перестала
привлекать к себе внимание, хватая сверстников за лицо и волосы, для
общения использует голос («мычит»), выражая симпатию, обнимает, при
непонимании может толкнуть. Самостоятельно надевает штаны и шапку. С
помощью взрослого надевает кофту (куртку), ботинки. Застегивает
«липучку» без продевания в петлю. Рекомендовано увеличение времени
пребывания (до 3 ч) с постепенной передачей сопровождения персоналу
группы. Комментарии авторов пособия: в примере 1 не прописаны
условия и собственно индивидуальный образовательный маршрут, который
определяет ПМПК, что необходимо для направления ребенка в учреждения
системы образования города. Приведем образец заключения ПМПК.
Пример 2.
Мальчик, возраст 4 года 2 месяца.
Основные особенности развития: парциальная
несформированность психических функций (преимущественно речи) у ребенка с
синдромом Аперта.
Мальчик из многодетной семьи (3-й,
последний ребенок). Мальчик воспитывается в условиях гиперопеки и
изоляции от контактов с окружающими, так как семья тяжело переживает
реакцию незнакомых на необычный внешний вид ребенка. Ближайшая
образовательная цель семьи: поступление в группу компенсирующей
направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с
14-часовым пребыванием на полный день.
Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.
1-й этап. Сентябрь.
По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 3 годам.
Для последующего включения определена группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями ОДА.
Формы работы с ребенком:
• игровые сеансы в структурном подразделении лекотека;
• индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом. Работа с участниками педагогического процесса в группе, в которую предстоит включение, представлена в таблице 11. Таблица 11.
2-й этап. Октябрь – декабрь.
Посещение группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Гостевые визиты в группу, куда готовится включение.
Структура гостевого визита:
– участие в играх-тренингах на развитие коммуникативной сферы (10—15 мин);
– свободная деятельность в группе (30 мин);
– совместное с группой одевание и выход на прогулку (15 мин);
– участие в деятельности на прогулке;
– передача ребенка родителям; – уход домой.
Продолжение таблицы.
Заключение ведущего специалиста по итогам работы с ребенком :
мальчик посещает ГКП «Особый ребенок» и в гостевом режиме группу № 6. В
детский сад идет охотно, в режиме ГКП в основном получает занятия
специалистов, предпочитает контакт со взрослыми, в контакт со
сверстниками вступает избирательно. Инициативу в общении принимает от
Нелли, Миши, Паши. По отношению к ним начал проявлять инициативу в
общении, в игре. В организованные взрослыми виды деятельности вступает
охотно. Самостоятельно одевается, застегивать одежду затрудняется из-за
имеющихся физических нарушений. По примеру сверстников и напоминанию
воспитателя моет руки, пользуется туалетом, причесывается перед
зеркалом. Рекомендовано включение в группу № 6.
3-й этап. Май – по настоящее время.
Посещение группы компенсирующей
направленности в общем режиме. Занятия с учителем-дефектологом,
учителем-логопедом, ЛФК, массаж, сопровождение педагогом-психологом.
Комментарии авторов пособия: в примере 2 не прописаны рекомендации ПМПК, условия включения. Приведем образец рекомендаций ПМПК, необходимых для организации индивидуального образовательного маршрута этого ребенка.
Пример 3.
Мальчик, возраст 4 года 8 месяцев.
Основные особенности развития: нарушения
поведения и недостаточность развития психических функций у ребенка с
расстройствами аутистического спектра; системное специфическое нарушение
речи.
Двигательно беспокоен. Целенаправленная
деятельность существенно затруднена. Острые реакции протеста (кричит,
падает на пол) при необходимости перейти в другое помещение, приходе
незнакомых людей, особенно остро – при появлении сверстников. Единственный
ребенок в семье. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в
группу общеразвивающей направленности, коррекция интеллектуальных и
поведенческих особенностей. Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.
1-й этап. Сентябрь – декабрь. По
результатам комплексного обследования выявлено, что психологический
возраст ребенка соответствует приблизительно 2 годам. Определены
основные задачи, индикаторы и формы фиксации коррекционной работы на
первом этапе (таблица 12). Таблица 12.
Формы и условия работы с ребенком:
– игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;
– индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом;
– гостевые визиты во время проведения игрового сеанса детей из группы дошкольного учреждения;
– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;
– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком;
– обучение матери способам взаимодействия с ребенком.
Структура гостевого визита:
– «игра рядом»: приглашенные дети заняты
деятельностью, организованной сопровождающим их специалистом
(педагог-психолог ДОУ), ребенок свободен в выборе деятельности,
педагог-психолог лекотеки наблюдает за его поведением (10 мин);
– свободная деятельность приглашенных
детей (10 мин); специалисты наблюдают и в случае необходимости
поддерживают инициативы детей; – «приглашение»: организованная
деятельность приглашенных детей с заранее спланированными взрослыми
ситуациями, предполагающими возможность включения мальчика во
взаимодействие с гостями (10 мин).
Заключение ведущего специалиста по итогам включения: мальчик
4 месяца посещает структурное подразделение Лекотека (болел с 23
сентября по 12 октября). За время посещения снизилась частота
возникновения и острота проявления негативных реакций на приход в
помещение взрослых и сверстников. На знакомых взрослых и сверстников
негативных реакций нет в течение 6 недель. Установились предпочтения по
отношению к детям гостевой группы. С Максимом и Варей появились
единичные случаи поддержания игровых инициатив (прокатывание машинки,
кормление игрушки, достраивание постройки). Может заниматься в игровой
форме с учителем-дефектологом и учителем-логопедом в пределах 15 мин.
Перенос в игровую и бытовую ситуацию материала, полученного на занятии,
затруднен. Предпринимает попытки самостоятельно одеваться в присутствии и
с помощью педагога-психолога. Рекомендовано продолжение посещения
структурного подразделения Лекотека с визитами гостевой группы.
Комментарии авторов пособия: в примере 3 не прописаны рекомендации ПМПК, условия включения. Приведем
образец построения образовательного маршрута и основные рекомендации по
сопровождению ребенка специалистами ДОУ и условия включения.
Пример 4.
Мальчик, возраст 2 года 10 месяцев.
Основные особенности развития:
поведенческие нарушения у ребенка с расстройствами аутистического
спектра, неравномерная недостаточность психического развития.
Единственный ребенок в семье. В основном
ребенком занимается мать. Мальчик прошел обследование в детской
психиатрической больнице № 6, где была констатирована крайне низкая
обучаемость. Двигательно беспокоен. Целенаправленная деятельность
затруднена. Не вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. В речи
отдельные звукокомплексы, произносимые без соотнесения с предметами,
людьми и ситуацией. Были предприняты две попытки посещения дошкольных
учреждений, откуда ребенка попросили забрать. Мать тяжело переживает
состояние ребенка. Ближайшая образовательная цель семьей не определена,
так как семья убеждена в отсутствии образовательных перспектив. Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.
1-й этап. Сентябрь – ноябрь.
По результатам комплексного обследования
психологический возраст не установлен из-за особенностей поведения
ребенка. Рекомендовано включение в группу общеразвивающей направленности
для детей 1,5–3 лет (5 раз по 30 мин во время свободной деятельности в
группе). Мальчик не взаимодействует со сверстниками, не обращает на
других детей внимания, если «попадаются на пути», с силой отталкивает.
Проявляет признаки полового поведения. Со взрослыми в контакт не
вступает, на присутствие в группе психолога и воспитателя реагирует
только при физическом контакте. Не отпускает из поля зрения мать,
протест выражает громким криком.
По результатам комплексного обследования выделены основные задачи коррекционной работы:
– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;
– включение матери в рамках игрового
сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком, обучение матери
способам невербальной коммуникации при общении с ребенком;
– инициирование интереса к сверстникам.
Индикаторы выполнения задач:
– появление и увеличение количества случаев установления и поддержания контакта с ведущим педагогом-психологом;
– появление и увеличение количества
случаев адекватного и целенаправленного (по поводу бытовой или игровой
ситуации и предметов) взаимодействия матери с ребенком;
– появление и увеличение количества случаев проявления интереса к деятельности сверстников.
Форма фиксации результатов: листы наблюдения.
Для последующего включения определена группа общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет.
Формы работы с ребенком:
• игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;
• участие ребенка с матерью в досуговых мероприятиях группы, в которую предстоит включение. Работа с участниками педагогического процесса (см. таблица 10, стр. 116). 2-й этап. Декабрь – март. Частичное
включение ребенка в группу во второй половине дня во время свободной
деятельности, проведения музыкальных и физкультурных занятий в
сопровождении матери и психолога структурного подразделения Лекотека.
Комплексные коррекционно-развивающие занятия (учитель-дефектолог +
учитель-логопед, учитель-дефектолог + психолог) с участием матери в
проведении занятия.
Структура гостевого визита:
– посещение занятия с группой сверстников (15 мин);
– свободная деятельность в группе (60 мин);
– одевание совместно с детьми;
– уход домой.
Продолжение таблицы.
Заключение ведущего специалиста по итогам включения: мальчик
посещает группу по установленному графику (болел ветряной оспой с … по
…), в детский сад идет спокойно, в группе активен, начал отпускать мать
на короткое время. В контакт со сверстниками не вступает, но появились
случаи наблюдения за их деятельностью. Начал при поддержке матери
участвовать в подвижных играх. Иногда самостоятельно надевает штаны,
шапку; с помощью взрослого – кофту (куртку), ботинки. Рекомендовано
увеличение времени пребывания (до 3 ч) с постепенной передачей
сопровождения персоналу группы. Ребенок переведен в группу
кратковременного пребывания «Особый ребенок», посещает ее в
интегративном режиме: включение в группу общеразвивающей направленности
для детей 1,5–3 лет, индивидуальные занятия с учителем-дефектологом и
учителем-логопедом, сопровождение психолога.
Заключение ведущего специалиста по итогам
включения: мальчик посещает группу по установленному графику (с … по …
уезжал к бабушке), в детский сад идет спокойно, в группе активен, с 14
апреля посещает группу без сопровождения. В речи появились отдельные
слова. На занятиях целенаправленно участвует в общей деятельности в
течение 10 минут. Имеются выраженные затруднения в деятельности,
требующей речевой активности. Стал ситуативно вступать в контакт со
сверстниками, участвует в организованных воспитателем групповых играх.
Иногда неадекватно реагирует (кричит, дерется), если его толкнут или
возьмут игрушку. С небольшой помощью сам одевается, затрудняется в
застегивании пуговиц. По результатам обследования по итогам года
психологический возраст соответствует 2 годам 6 месяцам. Рекомендован
перевод в группу компенсирующей направленности (имеются ортопедические
показания) с посещением детского сада по режиму группы.
3-й этап. Сентябрь – май. Посещение
группы компенсирующей направленности 12-часового пребывания.
Индивидуальные и подгрупповые занятия учителя-дефектолога и
учителя-логопеда. Массаж, групповые занятия ЛФК. Сопровождение
психолога. Ведущий специалист сопровождения – учитель-дефектолог
(координация корекционно-развивающей работы и взаимодействия педагогов и
специалистов, взаимодействие с семьей).
4-й этап (подготовка к школе). Сентябрь – май.
На сентябрь 2010 г. возраст 6 лет 10 месяцев.
Основные особенности развития:
недостаточность развития психических функций у ребенка с аутистическими
расстройствами. Системное недоразвитие речи, II уровня речевого
развития. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в школу V
вида.
План работы по подготовке к школе.
1. Определение конкретного образовательного учреждения.
2. Знакомство специалистов школы с ребенком.
3. Знакомство семьи и специалистов
детского сада с программами и организацией образовательного процесса в
школе, необходимой документацией для поступления.
4. Коррекция индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Комментарии авторов пособия. В примере 4 нет рекомендаций ПМПК,
условия включения ПМПК не прописаны. Приведем образец образовательного
маршрута в ДОУ (как это должно быть рекомендовано ПМПК).
Пример 5.
Мальчик, возраст 2 года 4 месяца.
Основные особенности развития: тотальное недоразвитие психических функций.
Ребенок из полной семьи. Один в семье. В
основном ребенком занимается мать. Ребенок неухожен. Задержка речевого
развития. Целенаправленная деятельность затруднена. Периоды
заторможенности сменяются периодами двигательного беспокойства. Физическое
развитие не соответствует возрасту. Мать не знает правил ухода и
питания ребенка 2 лет (не моет, кормит супами быстрого приготовления).
Ближайшая образовательная цель семьи не определена. Мать замечает
отставание развития ребенка от возрастной нормы, но предпринимает
какие-либо действия, направленные на обследование ребенка и оказание ему
коррекционной поддержки, только при наличии настоятельных просьб
специалистов и педагогов. Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.
1-й этап. Декабрь – март.
По результатам комплексного обследования выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует приблизительно 11 месяцам.
Осуществленное диагностическое включение в
группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет (3 раза по 30
минут во время свободной деятельности в группе) показало, что мальчик
не взаимодействует со сверстниками, большую часть времени не обращает на
них внимания. Интересуется яркими и звучащими игрушками, предметами. Со
взрослыми самостоятельно в контакт не вступает, любит, когда его
щекочут или тормошат.
По результатам комплексного обследования выделены основные задачи коррекционной работы:
– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;
– включение матери в рамках игрового
сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком, обучение матери
правилам ухода за ребенком и способам взаимодействия с ним;
– инициирование интереса к сверстникам.
Индикаторы выполнения задач:
– появление и увеличение количества случаев установления и поддержания контакта с ведущим психологом;
– появление и увеличение количества
случаев адекватного и целенаправленного (по поводу бытовой или игровой
ситуации или предметов) взаимодействия матери с ребенком;
– появление и увеличение количества
случаев проявления интереса к деятельности сверстников, а также попыток
установления контакта с ними.
Форма фиксации результатов: листы наблюдения.
Для последующего включения определена группа № 1 общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет.
Формы работы с ребенком:
– игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;
– индивидуальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом;
– участие ребенка с матерью в досуговых мероприятиях для группы, в которую предстоит включение;
– консультирование матери медицинским работником детского сада по вопросам ухода и питания. Работа с участниками педагогического процесса (см. таблица 10, стр. 116). 2-й этап. Апрель – май.
• Посещение ребенком группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». •
Участие ребенка в сопровождении воспитателя группы или
педагога-психолога в музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях
группы, в которую готовится включение.
Продолжение таблицы.
Заключение ведущего специалиста по итогам работы: мальчик
посещает группу по установленному графику, не болел, в детский сад идет
охотно, в группе активен, в контакт со сверстниками самостоятельно не
вступает, но принимает инициативу. Может показать игрушку, повторить
действие, дать предмет. С помощью воспитателя одевается. Идет мыть руки к
умывальнику, берет мыло, но без помощи взрослого дальнейшие операции не
выполняет. Начал проситься (показывает жестом и мычит) в туалет. Стал
использовать предметы в соответствии с их культурно-бытовым назначением.
Рекомендовано посещение группы в режиме полного дня.
3-й этап. Сентябрь – по настоящее время. Посещение группы для детей 1,5–3 лет в режиме полного дня.
Таблица 13.
Формы работы:
– все формы работы в соответствии с планом работы группы;
– индивидуальные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом, сопровождение психолога;
– консультирование матери старшей медсестрой детского сада по вопросам ухода, питания и медицинского сопровождения ребенка.
Комментарии авторов пособия: приведем образец образовательного маршрута в ДОУ (как это должно быть рекомендовано ПМПК).
Пример 6.
Мальчик, возраст 2 года 8 месяцев.
Основные особенности развития:
неравномерная недостаточность психического развития у ребенка с
органическим поражением головного мозга после ЧМТ, ДЦП левосторонний
гемипарез, угроза по эпилепсии.
Мальчик контактный, подвижный. Несколько нарушена координация движений: часто падает. В речи отдельные лепетные слова. Второй
ребенок в семье (разница в возрасте между детьми – 18 лет). В возрасте 1
года выпал из окна (2-й этаж). Мать остро переживает вину за
происшедшее и болезненно реагирует на изменения в жизни семьи в связи с
инвалидизацией ребенка. Ближайшая образовательная цель семьи:
поступление ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата. Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута.
1-й этап. Сентябрь – март.
По результатам комплексного обследования
выявлено, что психологический возраст ребенка соответствует
приблизительно 1 году 9 месяцам. Осуществлено диагностическое включение в
группу общеразвивающей направленности для детей 1,5–3 лет (3 раза по
30 мин во время свободной деятельности в группе). Мальчик в разных
ситуациях охотно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в
присутствии матери. В совместные игры не вступает, предпочитает «игру
рядом». Мать во время нахождения ребенка в группе очень тревожна,
пытается ограничивать активность мальчика иногда неадекватно ситуации,
ревниво относится к другим детям. В октябре – ноябре ребенок проходил
курс реабилитации в стационаре, затем в санатории. По результатам
комплексного обследования сделано заключение о возможности регулярного
посещения ребенком группы в сопровождении матери и педагога-психолога
структурного подразделения Лекотека. 2-й этап. Март – июнь.
Посещение ребенком структурного подразделения Лекотека с гостевыми визитами в группу для детей 1,5–3 лет.
Формы работы с ребенком:
– гостевые визиты в группу;
– индивидуальные занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, ЛФК.
Работа с участниками педагогического процесса (см. таблица 10, с. 116).
Структура гостевого визита:
– посещение занятия с группой сверстников (15 мин);
– свободная деятельность в группе (30 мин);
– совместное с группой одевание и выход на прогулку (15 мин);
– передача ребенка психологом матери с дальнейшей возможностью продолжить прогулку с группой;
– участие в организованной деятельности детей на прогулке (продолжительность в зависимости от состояния ребенка); – уход домой.
Продолжение таблицы.
Заключение ведущего специалиста по итогам работы: мальчик
посещает группу по установленному графику. В детский сад идет охотно, в
группе активен, включается в организованную воспитателем коллективную
деятельность. Принимает инициативу сверстников в совместных играх, сам
инициативу не проявляет. Самостоятельно надевает штаны, ботинки, свитер;
с помощью взрослого кофту (куртку). Застегивает «липучку» без
продевания в петлю. Спокойно отпускает мать на все время пребывания в
группе. Снизились тревожные реакции матери. Рекомендовано посещение
группы в режиме полного дня.
3-й этап. Сентябрь – октябрь.
Посещение группы в соответствии с
возрастом в режиме полного дня. Индивидуальные занятия с психологом,
учителем-дефектологом, учителем-логопедом, ЛФК.
Октябрь 2010 г. – эпилептический приступ
ночью дома. Переведен в группу кратковременного пребывания «Особый
ребенок» в режиме интеграции в сопровождении матери или бабушки +
индивидуальные занятия со специалистами.
Комментарии авторов пособия: приведем образец образовательного маршрута ребенка в ДОУ (как это должно быть рекомендовано ПМПК).
Примеры планирования режима дня (в рамках
индивидуального образовательного плана) для детей с ОВЗ, посещающих
группы детского сада
Пример 1.
Девочка, возраст 6 лет 8 месяцев.
Заключение. Выраженное тотальное
недоразвитие у ребенка с синдромом Дауна. Системное недоразвитие речи.
Включена в группу компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с
нарушениями ОДА.
Примерное планирование режима дня
Продолжение таблицы.
Продолжение таблицы.
Пример 2.
Мальчик, возраст 4 года 5 месяцев.
Заключение. Недостаточность психического развития у ребенка с
расстройствами аутистического спектра. Включен в группу общеразвивающей
направленности для детей 4–5 лет. Примерное планирование режима дня.
Продолжение таблицы.
Продолжение таблицы.
|