Суббота, 20.04.2024, 17:12
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
КОПИЛКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА [26]
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ [22]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ [42]
ПЕДСОВЕТ В ДЕТСКОМ САДУ [8]
ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [15]
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [18]
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ДЕТСКОМ САДУ [8]
МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ДОУ [30]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОУ » КОПИЛКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Сенсорное воспитание как формирование полноценных представлений об окружающем мире
19.12.2012, 13:12

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ - это воспитание, направленное на формирование полноценных представлений об окружающем мире. Это база развития ребенка и служит основой познания мира, первая ступень - чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического развития ребенка зависит от уровня его сенсорного развития и воспитания: от того, насколько:

а) совершенно ребенок видит и слышит (действуют его анализаторы);
б) насколько качественно он может перерабатывать информацию;
в) выражать в речи.

В основе сенсорного развития лежит высший психический процесс-восприятие. Восприятие, как интегрированное отражение всей совокупности свойств предметов и явлений, предполагает развитие перцептивных действий. Перцептивные действия - это система ориентировочных действий, направленных на зрение, обоняние, вкусовое, слуховое ознакомление, обследование предметов окружающей действительности,

Ощущение и восприятие – это процессы отражения предметов и явлений окружающей действительности. Отражение возникает при воздействии на организм отдельных свойств предметов (запаха, вкуса, цвета, звука, двигательных стимулов). Восприятие – это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Процесс восприятия тесно связан с речью, мышлением, памятью, представлениями.

У детей с задержкой психического развития имеет место отставание в развитии этих процессов. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому при подготовке ребенка очень важно развивать у него процессы ощущения и восприятия. При этом важно развивать целенаправленность восприятия. В играх, на прогулке, на занятиях изобразительной деятельностью, труда необходимо обращать внимание ребенка на те или иные свойства предметов, учить его вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы на ощупь. Процесс узнавания - это более сложный этап восприятия, который тесно связан с памятью, речью, мышлением. Важно, чтобы восприятие ребенка всегда был осмысленным.

В процессе предметной и игровой деятельности ребенка необходимо учить сравнивать, устанавливать размеры предметов, определять их форму, цвет, пространственные взаимоотношения. Для совершенствования восприятия очень полезны занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры и физические упражнения.

При проведении специальных занятий с детьми по развитию восприятия следует иметь в виду, что восприятие формируется в процессе осмысленных действий с предметами.

С детьми старшего дошкольного возраста полезно использовать игры с фишками, с попаданием в цель различных предметов, игры в настольный теннис.

У многих детей с поражением ЦНС недостаточно развита зрительно-моторная координация и зрительно-пространственное восприятие. В дальнейшем эти нарушения могут вызвать затруднения в обучении детей. У детей может формироваться так называемый патологический глазодвигательный стереотип. Это приводит к своеобразным нарушениям зрительного восприятия, затрудняет процесс овладения чтением и письмом. Рассогласованность в работе зрительной и моторной систем нарушает формирование активного устойчивого внимания.

Для развития совершенствования восприятия пространства, величины, формы, расстояния, местоположения и пространственных отношений между предметами, полезно использовать специальные упражнения.

I. СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ: раскладывание предметов на кучки с учетом величины, формы.

Величина – это понятие относительное и может быть у детей сформировано только в случае уже овладения ими мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза. Свойства величины не столь конкретны как цвет и форма. Эти свойства относительны. Определить величину можно на основе сравнения.

Качества величины: сравнимость, изменчивость, относительность. Формирование у дошкольников представлений о величине создает основу для овладения ими математическими понятиями. Очень важный навык измерения. Измерение представляет собой количественное дробление измеряемых объектов. Усвоить измерение можно с помощью условных мерок. Измерительная деятельность тесно переплетается со счетом.

ЭТАПЫ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ: (величина)

1. Обучение детей способу сравнения приложения и наложения.

2. Сравнение двух предметов одинакового размера и одного контрастного. Подготовительный этап для формирования сериационных рядов.

3. Обучение установлению отношений между 2-5 предметами, установление сериационных рядов по цвету, форме, объему. На этом этапе вводится понятие - средний. Важна сериация - величина предметов. Устанавливается преставление о натуральном ряде, о порядковых числительных.

4. Построение сериационных рядов из плоскостных геометрических фигур и соотнесение их с объектами. В старшей группе - формируется представление о 3-х мерности.

5. Изменение направлений и точки отсчета ряда; выкладывание только крайних элементов ряда, подбор недостающих, построение ряда от промежуточных элементов (от 3 до 5).

ФОРМА:

1. Сравнение предметов, идентификация предметов по форме.

2. Соотнесение и выкладывание геометрических фигур в образцы – эталоны формы.

3. Выбор геометрической формы по словесной инструкции. Цель этапа -объединить зрительный образ и словесный.

4. Формирование умения словесно обозначать форму предмета.

5. Обобщение одноцветных, затем разноцветных геометрических фигур в соответствии с образцами, эталонами формы.

6. Нахождение в окружающем предметов определенной формы.

7. Обучение изготовлению аппликации из геометрических форм.

ВСЕ упражнения на узнавание и соотнесение геометрических фигур тренирует зрительное внимание и способствует развитию у ребенка пространственных представлений.

Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинают с различения шара, круга и их размеров /большой и маленький/. Берется ящик, в стенках которого имеются прорези большого и маленького размера; с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик и шарики двух размеров с таким расчетом, чтобы большие шарики не могли пройти через меньшие отверстия. При этом взрослый поясняет: Вот большой шар. Шар вкладывается в руку ребенка, тот ощупывает его. А это маленький шарик (маленький шар ребенок тоже ощупывает). Большой шар положи в большое окошко, маленький - в маленькое. Ребенок должен опустить в отверстие сначала большой, потом маленький шар и назвать каждый.

На следующих занятиях ребенка учат различать формы шара и куба, круга и квадрата. Берется коробка, открытая с одной стороны, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы большого и маленького размера, шары и кубики тоже двух размеров. На первом занятии - ребенок знакомится с различным формами и размерами шара и куба, а затем с отверстиями на коробке. На этом занятии у него воспитываются элементарные навыки переноса: шар - отверстие круглой формы - окошка, кубик - квадрат. Вначале взрослый предлагает ребенку опустить в коробку большой шарик и большой кубик. Когда он это усвоил, предлагается следующая игра: даются два шарика и два кубика (большие и маленькие). Вначале ребенку предлагают поочередно подержать и пощупать их. Затем дается инструкция: В большое окошко брось большой шарик, в маленькое - маленький шарик. Число геометрических фигур, которое дети должны различать, постепенно увеличиваются. Игра "Почтовый ящик” дается для закрепления. Предъявляются доски с прорезями различной формы и величины и соответствующие фигурки к ним. Ребенок должен научиться в каждую прорезь класть соответствующую фигурку.

Различение и закрепление понятий большой и маленький проводится в различных играх-упражнениях на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.

Ребенка учат различать высоту предметов (высокий - низкий), длину (длинный - короткий), объем. Эти понятия усваиваются и закрепляются и в быту, и в игровой, и в конструктивной деятельности.

Для формирования этих понятий проводятся специальные игры-упражнения со строительным материалом. При помощи этих игр дети практически получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, приобретают навыки пространственной ориентировки. Во время игр они приучаются целенаправленно действовать и подражать взрослым. В занятиях со строительным материалом значительно обогащается содержание детской игры. При проведении занятий со строительным материалом важно следить за соблюдением определенной последовательности. Если ребенок плохо справляется с какой-либо постройкой, необходимо ее несколько раз повторить. В начале занятия показать, что и как надо строить, рассказать, как можно играть с тем, что построил.

На следующих занятиях можно научить ребенка строить дорожки различной длины и возить по ним машину. Затем учат строить стул, стол, скамейку, ворота и т.д. При этом постоянно отрабатывают и закрепляют понятия большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий.

2. СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ: развитие представлений о цвете.

ЭТАПЫ:

1. Отождествление (идентификация) предметов.

Для того, чтобы ребенок обратил внимание на сам предмет. Идентификация (по Выготскому) является источником проявления возникновения всех специфических свойств человека.

2. Нахождение идентичного предмета по цвету.

Вводятся основные цвета спектра, дается инструкция "дай такой же" (не обозначая цвета).

3. Соотнесение цвета с эталоном цвета; дается словесное обозначение цвета, но от ребенка название цвета не требуется.

4. Выбор ребенком цвета по словесной инструкции взрослого.

5. Формирование у ребенка умения словесно обозначать цвет. Нужно оказывать дозированную помощь (повторение за взрослым первой буквы, первого слога); с помощью опосредованного запоминания (похож на травку, а какая травка).

Вводятся дополнительные цвета: белый, черный, фиолетовый, оранжевый.

6. Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

7. Обучение передачи цвета предмета продуктивной деятельности (через раскраски).

8. Формирование представлений о светлостных оттенках /рядов/ 3 элемента.

Расширение словаря, значений слов, употребление слов с двойным значением /золотой цвет - золотые руки/.

У многих детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в дифференциации цвета. Для формирования у них представлений о цвете полезны занятия аппликацией, рисованием, лепкой, вышивание. Развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка.

3 СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ: развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха. Эти занятия являются необходимыми для развития у ребенка предпосылок к обучению грамоте.

Важно проводить специальные занятия по развитию фонематического слуха. Ребенку предлагаются упражнения на различение слов на слух; сначала подбираются слова более контрастные по звучанию, затем менее контрастные и, наконец, отличающиеся одной по звучанию фонемой. Ребенку предлагается задание на придумывание слов с определенными звуками в начале или в конце слова. Для развития фонематического слуха проводят также специальные игры-упражнения с картинками. Взрослый называет слова, сходные по звучанию: коза-коса, мед-мель и другие, а ребенок показывает соответствующие картинки. НА следующем этапе занятий при произнесении слов взрослый закрывает рот экраном, чтобы ребенок ориентировался только на слуховое восприятие.

Восприятие предметов на ощупь называется стереогнозом. Стереогноз имеет очень важное значение в развитии познавательной деятельности ребенка. Для развития этой функции используются игры по типу "Волшебного мешочка”. В мешочек из плотной ткани помещают различные предметы, и ребенок должен узнать их на ощупь. Эта функция совершенствуется и закрепляется в процессе повседневной предметно-практической деятельности.

4 СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ: узнавание геометрических фигур.

Эти упражнения тренируют зрительное внимание и способствуют развитию пространственных представлений.

На начальном этапе упражнения начинаются с различения формы шара, круга и их размеров /большой - маленький/. На следующих занятиях ребенка учат различению форм шара, куба, круга и квадрата. Число геометрических фигур, которые дети должны различать, постепенно увеличивается. Используются игры, описанные в первой серии упражнений ("Почтовый ящик", доски Сегена)

Очень важным является формирование зрительно-тактильного восприятия, когда ребенок узнает геометрические фигуры на ощупь, а потом рассматривает их.

5 СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ: развитие пространственных представлений. Многие дети испытывают значительные затруднения в обучении из-за несформированности у них пространственных представлений. Они с трудом воспринимают и запоминают части своего тела, долго путаются в определении направления. С трудом усваивают такие пространственные представления, как вверху, внизу, слева, справа, сзади, сбоку, спереди, между и т.п.

Кроме того, им трудно сложить из частей целое при занятиях с разрезными картинками, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдаются стойкие проявления зеркальности при рисовании, на начальных этапах обучения письму. Дети затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание сходных по графике букв, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании; нарушения пространственного анализа и синтеза вызывают затруднения в овладении навыками письма, чтения, счета. Дети длительное время не соблюдают линеек в тетрадях, не различают правую и левую стороны, могут начинать писать справа-налево, с середины тетради. При обучении чтению не могут удерживать в поле зрения строку, теряют ее, перескакивают на другую строчку. Нарушения пространственного анализа и синтеза мешают и обучению счетным операциям.

Многие из описанных выше игр - упражнений, а также развития движений, речи, практической деятельности создают необходимые

предпосылки для развития пространственных представлений. Однако необходимы и специальные последовательные занятия, которые проводятся поэтапно.

ЭТАПЫ:

1. Ориентация в предметно-пространственном окружении от себя (ориентировка на собственном теле).

2. Ориентация в предметно-пространственном окружении от другого человека /напротив/.

Перенос с помощью зеркала. Отрабатывается схема предметов и ориентировка от других предметов.

3. Ориентировка по основным пространственным направлениям (направо-налево, вверх-вниз, спереди-справа, сзади-слева). Ориентируются как от себя, так и от других.

Учатся определять свое местонахождение относительно себя и другого человека (в шеренге, в пространстве), использовать предлоги, пространственно ориентировать свои представления (далеко-близко, ближе-дальше).

4. Ориентировка на листе бумаги.

Определить пространство: центр, справа, слева, верх, низ. Вводится понятие посередине, верхний, нижний, правый и левый угол, сторона. Затем расположение элементов узоров, графических знаков в границе малого пространства. (Матрицы Равена, коврики, в которых сделаны дырки; сериационный ряд, здесь же пространственное расположение; составные вкладыши, разрезные картинки из 2-3-4-5 деталей, кубики Кооса).

5. Воссоздание по образцу или пространственное размещение узора. Фиксация и воспроизведение поворотов отдельных элементов узора. Игры ("Поиск предмета в пространстве в заданной схеме”, "Лабиринт"). Упражнения по ориентации в пространстве. Вначале взрослый проводит упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: мяч вправо, влево, вверх. Ребенок, следя за ним, копирует упражнения и тоже проговаривает их. Затем взрослый выполняет упражнение перед зеркалом молча, ребенок копирует и проговаривает их. И, наконец, ребенок выполняет упражнения по словесной инструкции.

Упражнения по перемещению в пространстве. По полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.

Начиная с 3-х лет, ребенка учат конструировать из кубиков по подражанию, а с 4-х лет по образцу. Вначале ребенок смотрит и копирует, затем делает все самостоятельно, по памяти.

Формирование временных представлений.

ЭТАПЫ:

1. Формировать представление о сутках: утро, вечер, день, ночь.

2. Формировать понятия: сегодня, завтра, вчера.

3. Формировать понятие: неделя.

4. Формировать понятие: времена года по контрасту: зима-лето, весна-осень.

5. Формировать представление о месяцах года.

ГОТОВНОСТЬ ребенка к школьному обучению зависит от его уровня сенсорного развития. Низкий уровень сенсорного развития - обучение по спец программе в спец. заведениях. Высокий уровень сенсорного развития обеспечивается развитием особых качеств именуемых способностями.

Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка. Сущность развития ребенка /по Выготскому / заключается в постепенном вхождении ребенка в человеческую культуру, через овладение специфическими средствами "орудий ума", через речь.

Категория: КОПИЛКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА | Добавил: admin | Теги: Джессами Хибберд, Куинлана, Старый лекарь, книга - тренинг, хобби и развлечения
Просмотров: 2065 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика