Проблематизация Создание
проблемной ситуации – первый этап работы над проектом. Необходимо,
чтобы проблема была актуальной и интересной для всех участников проекта.
Разрешение проблемы должно быть посильно детям, соответствовать
материально-техническим возможностям дошкольного образовательного
учреждения и уровню подготовки педагогов. Целеполагание Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Метод
– это средство обучения. Следовательно, у метода проектов должно
оказаться минимум две цели: педагогическая – чему учить и конкретная –
то, к чему будет стремиться сам ребенок. К примеру, цель «формирование
экологической культуры детей» – это цель педагогическая. Для ребенка в
данном случае будет важно спасти муравьишку, накормить птиц зимой,
построить скворечник. Таким образом,
цель должна быть актуальна прежде всего для ребенка либо участников
проектов, если в нем принимают участие родители. Кроме того, цель должна
быть посильна для ребенка, иначе проект превратится в прямое обучение. Важно
также учитывать категорию предполагаемых получателей, от которой
зависят критерии предполагаемого результата. Эти критерии следует
выработать совместно с детьми. Например, «Елочные игрушки для малышей» –
какими они должны быть? Легкими, прочными, безопасными, яркими,
красочными, многофункциональными (изменяющимися). С
этим связана еще одна проблема: часто результат получается настолько
хорош, что с ним жалко расставаться. Например, малыши очень хотят
научиться считать, но у них нет цифр. Старшие ребята предлагают сделать
цифры, долго выбирают материал, распределяют роли, разрабатывают эскизы.
На презентации дети рассказывают, как они создавали поделки,
показывают, как интересно играть с ними в школу. Однако на вопрос
воспитателя «Но мы же их малышам делали?» дети отвечают: «А зачем они им
нужны? Они все равно считать не умеют». То есть уже в процессе
выполнения педагог должен следить за тем, чтобы цель проекта ни на
минуту не была упущена из вида его участниками. Планирование Планирование
– важнейший этап работы над проектом, в результате которого
продумываются шаги к достижению результата. Особенность данного этапа
заключается в том, что планировать должны сами дети, воспитатель лишь
координирует эту деятельность. Нужно избегать часто складывающейся на
практике ситуации, когда воспитатель планирует все заранее,
договаривается, если это необходимо, с учреждениями, а затем просто
знакомит детей с готовым планом. Сложность данного этапа – научить детей планировать предстоящую деятельность. Реализация плана Следующим
этапом работы над проектом становится непосредственно реализация
составленного плана. В результате работы появляется некий продукт.
Проектные продукты могут быть: • материальными – это поделки, плакаты, картины, скульптуры, макеты, компьютерные презентации; • действенными
– это различные мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, соревнования,
литературные, музыкальные гостиные, концерты); • письменными – это книжки-самоделки, брошюры, литературные произведения (сказки, стихи, рассказы). Презентация Представление
проектного продукта происходит в виде презентации. Презентация дает
детям возможность поделиться радостью, эмоциями с друзьями. Чтобы
презентация прошла успешно, педагогу следует предусмотреть следующие
факторы: • время проведения презентации; • длительность планируемых мероприятий (в зависимости от вида проекта и количества участников); • форму организации общей презентации, особенности сценария; • проведение
финального мероприятия (чаепитие, круглый стол и др.) для обмена
мнениями и впечатлениями в неформальной обстановке. Необходимо
провести предварительную работу: проконсультировать участников проекта,
помочь участникам определить и сформулировать, что нового они узнали,
чему научились, чем бы хотели поделиться с другими. Рефлексия Завершающим
этапом работы над проектом является рефлексия. Это этап осмысления,
осознания способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок,
оценки своих достижений. Очень важно на данном этапе обсудить с детьми
не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей.
Таким образом дети смогут самостоятельно проанализировать свою
деятельность. При этом не следует забывать, что дошкольник нуждается в
поощрениях. Он ожидает похвалы за выполненную работу. Внешняя оценка проекта При внешней оценке проекта используют следующие параметры: • значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых решений, их адекватность изучаемой тематике; • практическая направленность и значимость работы; • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; • соответствие содержания целям, задачам и теме проекта; • логичность и последовательность изложения; • четкость формулировок, обобщений, выводов; • аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов; • наличие собственных взглядов на проблему; • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; • характер общения и взаимопомощи участников в ходе выполнения проекта; • эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскизов, схем. Портфолио проекта Портфолио проекта может включать: • паспорт проекта; • планы
выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания
каждого участника проектной группы, задачи группы в целом); • промежуточные отчеты группы; • собранная информация по теме; • результаты исследования; • эскизы, чертежи, наброски; • материалы для презентации. |