В ходе этой беседы воспитатель помогает детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.
Педагог начинает беседу о Павлике (по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»; позднее можно прочитать это произведение целиком).
...
Жил-был
мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его
просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о
том, что сестра не дала ему краски, бабушка не дала пирожок и прогнала с
кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка,
который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика,
почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что
его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет
ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы
выполнимыми.
– Кто догадался, какое слово надо сказать, чтобы просьба была выполнена? (Пожалуйста.)
– Всегда ли слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому? Что еще нужно, чтобы оно стало действительно волшебным?
– Слово «пожалуйста» могло и не помочь
Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить
тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда
оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил
тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит
детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2–3 индивидуальных
ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек
пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок.
Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на
брата. Он взял Павлика кататься на лодке.
В свободное время воспитатель организует игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь друг к другу. |