Сегодня, когда широко и фундаментально
решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются
задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений,
очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности
с самого раннего возраста.
Творческая деятельность и развитие
творческих способностей человека – это составная часть
социально-экономических и духовных направлений современного
общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле
означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом
опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это
деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию
нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество –
это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и
совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Детское творчество – одна из актуальных
проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С.
Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов,
О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.
Театральная деятельность – это самый
распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку,
глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому
что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей
жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в
образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что
его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают
развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию;
проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению
новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного
мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего
интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия
театральной деятельностью требуют от ребенка решительности,
систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию
волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать
образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к
импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на
сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных
потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование
функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок,
помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания,
фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и
голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых
заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше
овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и
легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и
чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они
учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше
чувствовать и познавать окружающий мир.
Организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды театральной студии
Детский сад – это особое учреждение,
практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется
украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие.
Руками воспитателей и родителей созданы
уникальные варианты развивающей среды. К сожалению, творчество многих
воспитателей так и остается не востребованным до конца. Конечно, новым
находкам радуются дети и их родители, но далеко не всегда оригинальное
оформление помещений, придуманные игры и игрушки становятся достоянием
других педагогов.
Что понимается под концепцией развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении?
Приведем определение концепции доктора
психологических наук С. Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда –
это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств
обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами
предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и
природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и
спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные
росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек,
пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и
обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или
иного учреждения образования формируется в прямой зависимости от
содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их
деятельности».
Как же организовать и оформить предметную среду театральной студии?
Занятия театральной деятельностью должны
предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий
мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать
удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного
выполнения задания. И с этой точки зрения огромное значение имеет
организация пространства театрального помещения. Визуальная
характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг
себя на занятии, – важное условие эмоционального воспитания. Здесь все
имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на
функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для
самостоятельных игр детей. Все, что окружает ребенка, во многом
определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам,
действиям и даже к самому себе.
Известно, что ребенок знакомится с
окружающим его миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха
(слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Все, что
его окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать ему
необходимый психологический комфорт.
При организации и оформлении развивающей
предметно-пространственной среды театральной студии следует опираться на
следующие принципы:
• принцип комплексирования и гибкого
зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство в театральной
студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения
непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их
желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг
другу;
• принцип активности, стимулирующий
активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором
является ситуация свободного выбора цели действия;
• принцип свободы и самостоятельности,
позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде:
воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему
по душе;
• принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды;
• принцип иллюзии жизненной правды,
позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы
получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному
обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими,
подлинными, предметами.
Для успешной театральной деятельности крайне
важно иметь отдельное помещение, которое надо оформить в развивающую
среду. Наверное, мне повезло, что на тот период, когда я приступал к
созданию и оформлению предметно-пространственной среды театральной
студии, в детском саду работала замечательный, талантливый,
профессиональный художник-оформитель Ирина Николаевна Бендюкова.
Благодаря ее помощи театральная студия имеет сегодняшнюю форму и
содержание.
А все начиналось с замысла игрового пространства.
Естественно, перед первой встречей с
художником я должен был видеть в перспективе, каким образом продуктивно,
целесообразно использовать выделенное мне отдельное помещение. Как
сделать так, чтобы в пространство помещения вместить:
а) сцену;
б) балкон (корабль), партер;
в) шкафы для хранения костюмов, масок и реквизита;
г) фортепиано.
В план подготовки оформления предметно-пространственной среды театральной студии необходимо было внести следующие разделы.
1. Оформление зон помещения (с подробным описанием каждой зоны):
а) сцена;
б) балкон (корабль), партер;
в) шкафы для хранения костюмов, масок и реквизита; место для фортепиано;
г) окна.
2. Материально-техническое обеспечение
оформления (с подробным описанием требующихся материалов (дерево, ткани,
металлические конструкции и т. д.), указанием их количества,
необходимого для оформления).
3. Организационные вопросы (с указанием объектов работы, сроков исполнения и ответственных за выполнение).
4. Финансовая работа (с указанием путей финансирования оформления театральной студии):
а) финансовые средства по линии бухгалтерии
детского сада, средства от дополнительных услуг на развитие
предметно-пространственной среды театральной студии;
б) материально-финансовая помощь спонсоров;
в) безвозмездная помощь родителей.
После согласования и утверждения плана
подготовки и эскиза оформления предметно-пространственной среды
театральной студии администрацией детского сада руководитель театральной
студии приступает к реализации замысла оформления.
Хотелось бы пожелать будущим организаторам
оформления игрового пространства для занятий театральной деятельностью
помнить о том, что нет безвыходных положений, всегда можно найти тот или
иной вариант оформления. Нужно стремиться создать такую атмосферу,
среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали
удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!
Программные задачи
Театральная игра
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с
партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и
расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей;
развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность,
образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому
искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию.
Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и
в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками,
любовь к фольклору.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные
ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные
обеспечить развитие естественных психомоторных способностей
дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим
миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь
одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить
запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность
искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания
образа животных с помощью выразительных пластических движений.
Воспитывать гуманные чувства. Культура и техника речи
Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию,
четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную
образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и
сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и
стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять
словарный запас ребенка. Основы театральной культуры
Этот раздел призван обеспечить условия для
обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены
следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды
театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией;
с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру
поведения в театре. Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на
авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также
работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в
отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно,
презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный
запас, образный строй речи.
Общие программные задачи
• Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Развивать музыкальный слух.
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
• Развивать интерес к сценическому искусству.
• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
• Учить сочинять этюды по сказкам.
• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
• Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Учить строить диалог.
• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
• Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.
• Знакомить с создателями спектакля.
• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
• Воспитывать культуру поведения в театре.
Предполагаемые умения и навыки детей
• Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Запоминают заданные позы.
• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
• Знают 5–8 артикуляционных упражнений.
• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.
• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
• Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
• Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
• Умеют составлять предложения с заданными словами.
• Умеют сочинять этюды по сказкам.
• Умеют строить простейший диалог. |