Программное содержание.
- Ознакомление, закрепление и обогащение памяти
детей новым образцом русской классической
литературы.
- Раскрытие и уточнение отрицательных понятий:
лесть, неискренность, лживость, тщеславие;
положительных понятий: искренность, правдивость,
честность, скромность.
- Создание у детей отрицательного отношения к
поведению главных персонажей басни.
- Развитие речи.
- Обогащение и активизация словаря.
Предварительная работа.
- Чтение детям басен Л. Толстого, Ж. Лафонтена, С.
Михалкова, И. Крылова с последующим
рассматриванием красочных иллюстраций.
- Показ диафильмов "Басни И.А. Крылова”,
"Дедушка Крылов” и др.
- Прослушивание басен Крылова в грамзаписи.
- Раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по
книгам-раскраскам.
- Инсценирование басен С. Михалкова "Сорочий
язык”, "Ворона и Рак”, И. Крылова "Лиса и
Журавль”, "Мартышка и Очки”, "Стрекоза и
Муравей” и др.
- Оформление выставки книг Эзопа, Ж. Лафонтена, И.
Крылова.
Оборудование.
- Портрет И.А. Крылова, иллюстрации, мольберты.
- Книги с баснями Эзопа, Ж. Лафонтена, И. Крылова.
- Книги-раскраски "Басни Крылова”.
- Диафильмы.
- Пластинки и кассеты с записью басен И.А. Крылова.
- Атрибуты для инсценирования басен: два пенька,
топорик, метла, скрипка, сыр, гроздья винограда,
корзинка, элементы костюмов вороны (шапочка,
крылья), стрекозы (крылья, шляпка, очки), муравья
(ободок с усиками, сапожки), лисы (шапочка).
Ход занятия
Педагог. Дети, я много вам читаю,
рассказываю небылиц, притч, потешек, пословиц,
сказок. Мы заучиваем стихи, песни…
Дети. Басни.
Педагог. Правильно, басни. Известно ли
вам, дорогие друзья, что басня – один из самых
древних литературных жанров? Она появилась ещё в
Древней Греции. Особенно много произведений
этого жанра создал древнегреческий баснописец
Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад;
басни свои он писал прозой. Остроумие и
находчивость прославили его имя в веках.
Считается, что он первым начал сочинять басни –
открыл язык иносказания, когда поэт
высказывается не прямо, а намёками.
В Древнем Риме басни на латинском языке
создавал Федр. Многие из его басен являются
переработкой басен Эзопа.
В Европе прославились своими баснями француз Ж.
Лафонтен, в Англии – Т. Мур. У нас в России было
немало баснописцев – В. Тредиаковский, А.
Кантемир, А. Сумароков, но лучшим из всех был Иван
Андреевич Крылов. "Эзоповским языком” он владел
мастерски. Через иносказания, пословицу,
поговорку, намёк он говорил правду: "А Васька
слушает да ест”, "Слона-то я и не приметил”,
"Услужливый дурак опаснее врага”…
Что такое басни, вы уже знаете. Это…
Дети. Это небольшой рассказ, чаще
всего в стихах.
Дети. Стихотворение.
Дети. Басня слегка похожа на сказку. В
ней обычно действуют не люди, а звери, вещи,
растения. Но ведут они себя по-человечьи:
разговаривают, работают, помогают или мешают
друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну
совсем как люди.
Дети. И ещё басня – это живая сценка: в
ней кто-то спорит, ссорится, мирится.
Педагог. Дети, а чем басня отличается
от сказки, рассказа, стихотворения?
Дети. Сказки длинные, а басни короткие,
их легко читать.
Дети. В басне обязательно должно быть поучение,
в котором говорится, что надо делать и чего
делать не надо.
Дети. В басне всегда есть насмешка над
каким-нибудь плохим или глупым поступком.
Педагог. На примере поведения героев
басен показываются и осуждаются недостатки
людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство
и другие.
А какие вы знаете басни?
Дети. "Сорочий язык”, "Ворона и Рак”,
"Два товарища”, "Слон и Моська”, "Стрекоза и
Муравей”, "Муравей и Голубка”, "Лев и Мышонок”,
"Ворона и Лисица”, "Мартышка и Очки”.
Педагог. Молодцы! Со многими баснями
вы познакомились. Я вам их читала, сама
инсценировала для вас, чтобы было интересно. А
как ещё вы знакомились с баснями?
Дети. Мы смотрели диафильмы, слушали
пластинки и кассеты с записями басен.
Педагог. С баснями Лафонтена я вас
познакомила. Они похожи на…
Дети. Сказки.
Педагог. А почему?
Дети. Они начинаются, как и сказки, со
слов "жил-был” или "жили-были”.
Педагог. Правильно. А как писал басни
Лев Толстой?
Дети. Как рассказы.
Педагог. И только И.А. Крылов превзошёл
всех – он писал стихами. Его считают во всём мире
непревзойдённым баснописцем.
Вы сейчас назвали много басен, с которыми
познакомились. Вот басня "Два товарища”. Кто
написал эту басню?
Дети. Её написал Лев Толстой.
Педагог. О чём говорится в этой басне?
Дети. О двух товарищах, которые шли по
лесу. На них выскочил медведь. Один мальчик
бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а
товарища оставил. Второму мальчику делать было
нечего – упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь
подумал, что мальчик мёртвый, и отошёл. Когда
медведь ушёл, первый мальчик слез с дерева и
смеётся: "Ну что тебе медведь на ухо сказал?” -
"А он сказал мне, что плохие люди те, которые в
беде от товарищей убегают”.
Педагог. Это поучение, вывод.
Подумайте, какую пословицу сюда можно подобрать.
Дети.
- Друг познаётся в беде.
- Сам погибай, а друга выручай.
- Товарищу всегда помогай – в беде его выручай.
Педагог. Кто написал басню "Сорочий
язык”?
Дети. Сергей Михалков.
Педагог. О чём говорится в этой басне?
Дети. В этой басне говорится о
болтушке, о трещотке Сороке. У неё заболел
язык, распух от болтовни, да так, что ни есть, ни
пить – ничего не может. И обратилась она к
Журавлю. "Журавушка, вылечи мне язык!”, - с трудом
прошипела она. – "Ты, говорят, травами лечишь.
Помоги!” Отказал Журавль Сороке: "Нет у меня
никаких трав! Не могу тебе помочь!” "Ах, так!”, -
рассердилась Сорока. – "Да я про тебя такого по
лесу разнесу, будешь знать, как мне отказывать!” -
и полетела к Филину. Тот выслушал Сороку и
говорит: "Хочешь, я тебе помогу? Давай я твой язык
вырву. Сразу полегчает и тебе… и нам заодно!”
Педагог. Кого высмеял С. Михалков в
этой басне? За что?
Дети. Сороку за болтовню, сплетни.
Педагог. Кто автор басни "Муравей и
Голубка”?
Дети. Эту басню написал Лафонтен.
Педагог. Правильно, дети! Но первым
историю про муравья и голубку сочинил Эзоп.
Впоследствии этот сюжет заимствовали Лафонтен,
Крылов, Толстой. О чём рассказывает басня
"Муравей и Голубка”?
Дети. В этой басне говорится о
маленьком Муравьишке, который попал в беду.
Голубка ему помогла, спасла его. А когда Голубка
попала в беду, её спасает Муравей.
Педагог. Какая басня похожа на эту по
содержанию?
Дети. "Лев и Мышь”.
Педагог. Кто её написал?
Дети.
Эзоп.
Лев Толстой.
Иван Крылов.
Лафонтен.
Педагог. Все вы правы! Басня про льва и
мышь есть у каждого из этих писателей. О чём эта
басня?
Дети. О том, как маленькая Мышь спасла
Льва и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал,
чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь будешь
знать, что и мышь умеет быть благодарной”.
Педагог. Чему учат эти басни?
Дети. Иногда даже такие сильные, как
Лев, нуждаются в помощи друзей, таких слабых, как
Мышь.
Дети. За добро платят добром.
Педагог. Какие отрицательные черты
высмеиваются в басне "Лебедь, Щука и Рак”?
Дети. Басня показывает, как плохо
работать недружно.
Она учит согласной и дружной работе.
Педагог. А какую ещё басню С. Михалкова
вы знаете?
Дети. "Ворона и Рак”.
Педагог. Правильно! А на какую басню
И.А. Крылова она похожа?
Дети. "Ворона и Лисица”.
Педагог. Какие истории приключились с
Воронами в этих баснях?
Дети. В басне "Ворона и Рак” - Ворона
схватила Рака, а в басне "Ворона и Лисица” -
Ворона нашла кусочек сыра.
Педагог. И что же?
Дети. Рак и Лиса льстили Воронам,
называли их красавицами, умными, мудрыми и своими
сладкими речами добились своего: Лиса – сыра, Рак
– свободы, а Вороны остались ни с чем.
Педагог. Какими качествами вы
наделите Лисицу и Рака?
Дети. Умные, хитрые, лживые.
Педагог. А Ворону? – представьте её
перед собой.
Дети. Ворона большая, неуклюжая,
тщеславная и глупая.
Педагог. Чему учат эти басни?
Дети. Не надо слушать лесть, льстивые
слова.
Педагог. Вспомните, подумайте
хорошенько, какие мы знаем пословицы о лести.
Дети.
- Верь своим очам, а не чужим речам.
- На языке медок, а на сердце – ледок.
- У лести нет чести.
Дети.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Педагог. Дети, вы говорили, что басня –
это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится,
мирится. Вам нравится читать басни по ролям. Вот и
сейчас мы посмотрим сценку "Стрекоза и
Муравей”. Стрекоза – Катя Б., а Муравей – Лена А.
Читайте так, чтобы мы почувствовали, как говорят
герои басни.
Дети читают отрывок из басни.
Педагог. А Катя У. и Аня Д. подготовили
сценку из басни "Ворона и Лисица”.
Сценка.
Педагог. Оля А. прочтёт басню "Лиса и
виноград”. Ира Ш. и Саша П. подготовили басню Ж.
Лафонтена "Лиса и Тетерев”. Рома П. и Лена А.
покажут сценку "Волк и Журавль” Эзопа.
Чтение басен. Все сценки обыгрываются в
костюмах с использованием атрибутов.
Педагог. Дети, представьте себе, что сейчас мы с
вами отправимся на воображаемую экскурсию.
Все встают.
Педагог. Мы идём вдоль красивой ограды
Летнего сада в Санкт-Петербурге. Вот мы вошли в
сад на самую красивую аллею, где стоит памятник
И.А. Крылову. Вы помните, как выглядит памятник?
Дети подходят к мольберту. Педагог открывает
иллюстрацию с памятником И.А. Крылову в Летнем
саду.
Дети. Дедушка Крылов сидит в бронзовом
кресле, у него в руке книжка, он глубоко
задумался.
Педагог. Мы видим открытое лицо,
добрые и проницательные глаза мудрого человека.
На каждой стороне высокого постамента, на
котором разместился памятник, - барельефные
изображения персонажей наиболее известных басен
Крылова.
Дети. Памятник был сооружён на
народные деньги, которые собрали по всей России.
Почему же народ высоко чтит память о великом
баснописце? Почему около "дедушки Крылова”
всегда цветы, играющие дети? Да потому, что Крылов
учит людей узнавать самих себя, помогает
обнаружить недостатки и подсказывает, как от них
избавиться. Чтение его басен обогащает нас
знанием жизни, родного языка. Поэт прославляет
честь, что "выше злата”, и совесть, которую
нельзя сравнить с богатством. В баснях Крылов
высмеивает человеческие пороки, слабости и
недостатки, учит житейской мудрости, честности,
бескорыстию, уважению к человеческому
достоинству.
Басни Крылова написаны прекрасным народным
языком. Живой, образный басенный язык блещет
меткостью, острыми афоризмами. Полными
пригоршнями И.А. Крылов черпал мудрые слова из
языка, подслушанного в народной среде.
Памятник И.А. Крылову поставлен и в Москве, в
сквере на берегу знаменитых Патриарших прудов.
Дети идут к другому мольберту. Педагог
показывает иллюстрацию с памятником И.А. Крылову
на Патриарших прудах.
Педагог. Ребята, вы, наверное, устали
во время экскурсии. Давайте отдохнём в сквере под
тенистым клёном рядом с памятником дедушке
Крылову.
Дети свободно рассаживаются на ковре.
Педагог. Может быть сейчас дедушка
Крылов расскажет нам свою басню.
Звучит басня "Кукушка и Петух” в исполнении
артиста А. Груздева.
Педагог. Дети, на следующем занятии мы
разберём эту басню и прочитаем её по ролям. А
сейчас я предлагаю вам викторину по басням.
Викторина по басням.
Викторина "Закончи реплику”.
Викторина по иллюстрациям к басням Эзопа, Ж.
Лафонтена, И. Крылова.
Педагог. Дети, вам понравилась
экскурсия?
Дети. Да!
Педагог. Как видите, со многими
баснями мы уже познакомились и будем ещё
знакомиться и не расстанемся с ними всю жизнь. |