Однажды у меня гостила моя коллега из
США. Она приехала с девочкой 11 лет. Моему сыну в то время также было 11
лет. Девочка прочитывала в день по книжке. Это вызвало у меня
невероятную зависть, поскольку мой сын не читал ничего. Я спросила у
девочки, читала ли она «Приключения Тома Сойера» Марка Твена. Оказалось,
что нет. Тогда я спросила про Майн Рида. Ответ тот же. Оказалось, что
она не читала ничего из того, что я сама прочла своему сыну к этому
времени: всего Жюля Верна, Майн Рида и т. д. Тогда я, преисполнившись
любопытством, спросила, а что же она читает? К моему удивлению,
оказалось, что это были современные американские детские книжки, прежде
всего детективы. Я купила своему сыну детский детектив. Он тоже прочел
его за один день. Тогда я задала себе вопрос: «А мне нужно, чтобы мой
сын прочитывал по одному детскому детективу в день?» И на этом
прекратилось соревнование двух систем по приобщению детей к чтению.
Мораль: прежде чем предложить ребенку что-то, нужно обдумать, зачем и кому это нужно.
Комментарий: когда-то великий
историк В. Ключевский сетовал, что современная молодежь много читает и
совсем перестала думать. Когда мы сетуем, что современная молодежь не
читает, адекватны ли мы в своих претензиях? Во-первых, современное
поколение родителей много читало, так как это был наиболее
распространенный способ получения информации. Теперь можно скачать из
Интернета практически любую аудиозапись и слушать новые и старые книги.
Можно прочитать их в Интернете.
Во-вторых, если нам нужно, чтобы дети
прочли то, что мы хотим, то, возможно, лучший способ реализации нашего
желания – прочитать им эту книжку самим. Недаром в XIX в. так
распространено было семейное чтение, на котором ребенок не просто слышал
содержание книги, но и знакомился с реакциями взрослых на него. Почему
не вернуть старые традиции, если новое – хорошо забытое старое?
Диапазон применения байки: консультация родителей относительно развития творческих способностей и мышления детей. |