В 2002 г. был проведен эксперимент, в
котором участвовали 32 страны, в том числе Россия. Целью эксперимента
было оценить знания подростков в школах разных стран. Чтобы создать
равноценный экзаменационный материал, соответствующий знаниям,
предлагаемым в школе, в каждой стране четыре независимых эксперта брали
один и тот же материал, который они затем адаптировали к возможностям
детей своей страны. Россия в этом исследовании оказалась на 28-м месте,
хотя мы постоянно говорим о том, что у нас самое лучшее образование. На
первом месте оказалась Финляндия. В чем состояла проблема наших детей?
Они хорошо воспроизводили теоретический материал из учебника, но совсем
не умели применять его к жизненным ситуациям. Возможность использовать
полученные данные как раз и называется компетенцией.
Мораль: эффективность освоения знания – это не хорошая память, а возможность применять выученное на практике.
Комментарий: современное
российское образование предполагает, что ребенок должен заучивать массу
материала, не опираясь на эксперимент. Количество лабораторных и
исследовательских работ катастрофически мало. При этом во многих других
странах акцент ставится не на охват максимально большого объема
информации, а на возможности ребенка находить информацию, уметь ее
применять в жизни, самому открывать законы и правила, поставив
соответствующий эксперимент. Задача родителей, хотя бы до того момента,
пока ребенок не пошел в школу, состоит именно в создании возможности
самостоятельного освоения им наиболее фундаментальных знаний свойств
природы.
Диапазон применения байки: беседы с воспитателями, учителями начальных классов, консультирование родителей подростков. |