Мама дома с сожалением говорит, что
завтра на работе нужно отмечать день рождения. Для этого нужно покупать
много продуктов, желательно купить подешевле и т. д.
Но потом она идет на работу,
доброжелательно приглашает всех к столу. В это время ребенок, который
пришел помочь маме накрыть на стол, начинает говорить вслух то, что
слышал дома вчера.
Мораль: ребенок, в отличие от
взрослых, не может различать аудиторию, в которой стоит или не стоит
говорить определенные вещи. А все слова родителей он принимает за чистую
монету.
Комментарий: взрослый постоянно
отслеживает, в каком месте и что он может говорить. Более того, в силу
разных обстоятельств он может говорить дома одни вещи, а вне дома –
другие. Следует помнить, что дети практически до подросткового возраста
не способны различать, где, когда и что можно говорить. Это умение
появляется постепенно, с возрастом, и зависит от опыта, но не родителей,
а собственного, когда дети получают в ответ на свои слова ту или иную
реакцию сверстников. Они могут легко подвести родителей, и в том не
будет их вины. Ответственность за двойственность собственного поведения
несут родители, а не ребенок, для которого его родители – эталон
поведения.
Диапазон применения байки: консультации родителей проблемных детей, работа с группой родителей по оценке ограничений социального интеллекта ребенка. |