В своих воспоминаниях К. Юнг
пишет, что стал сомневаться в искренности родителей и взрослых, когда
услышал их рассказы об аистах, разносящих детей по семьям. К моменту,
когда родители рассказывали ему про аистов, он уже знал, что у собаки в
помете несколько щенков, и помнил свои рассуждения относительно того,
сколько ходок должен сделать аист, чтобы собрать весь помет одной собаки
вместе.
Мораль: дети подчас более
проницательны, чем мы думаем, а их рассуждения могут привести к неверным
выводам, если мы наделяем их изначально ложной информацией.
Комментарий: родителям не стоит
обманывать детей даже в мелочах. Иначе это вернется ложью детей в ответ
на расспросы родителей. Однако и вдаваться в излишние подробности также
не стоит. Первый вопрос малыша: «Откуда я появился?» – обычно вызывает
реакцию тревоги у мамы. Однако дети могут ориентироваться в проблеме
только в рамках собственного восприятия и мышления. Это означает, что в
этом вопросе не заложена потребность узнать о половом акте, о котором
дети до определенного возраста (он различаем в деревне и в городе, а
также определяется социальным окружением ребенка) ничего не подозревают.
Необходимо сначала уточнить, что именно ребенок хочет узнать. Он может
ответить, например, что сосед сказал ему, что он родился в деревне.
Тогда мама и должна отвечать в рамках данного вопроса – в каком
конкретно месте родился ребенок. Если же вопрос будет иметь более
глубокий смысл, то лучше показать ему одну из популярных книг, где
рассказывается о развитии ребенка в утробе матери. При этом ребенок
освоит социально приемлемую терминологию, и, возможно, объяснение
покажется ему скучным. Но это не будет выглядеть как нечто запретное,
вызывающее излишнее любопытство, а при желании ребенок самостоятельно
возьмет этот источник и еще раз посмотрит интересующие его картинки.
Обман родителей все равно когда-нибудь вскроется, и ребенок поймет, что
мама или папа могут обмануть его. Вряд ли родителям хочется, чтобы он
так считал.
Диапазон применения байки: разговор с молодыми родителями о сексуальном воспитании ребенка. |