В своих воспоминаниях К. Юнг писал: «И
действительно, я всегда чувствовал себя виноватым, сознавал все свои
явные и скрытые недостатки. В силу этого я был особенно чувствителен к
порицаниям: все они в основном попадали в цель. Не совершая на самом
деле того, в чем меня обвиняли, я знал, что мог бы это сделать. Я даже
записывал свое алиби на случай, если меня в чем-либо заподозрят. Было
куда легче, когда я действительно совершал дурные поступки. Тогда я по
крайней мере знал, в чем моя вина». «Когда моя мать однажды сказала: "Ты
всегда был хорошим мальчиком”, – я просто не в состоянии был понять
это. Я хороший мальчик? Это невероятно! Я всегда казался себе существом
порочным и неполноценным».
Мораль: чрезмерное чувство вины ограничивает возможности человека и искажает его восприятие не только себя, но и мира в целом.
Комментарий: чувство вины – одна из социальных (то есть воспитанных обществом) эмоций. Оно появилось довольно поздно в развитии человека.
«В сознании Нового времени высшим
критерием нравственного поведения является внутреннее согласие с самим
собой, его соответствие самостоятельно добытым личным убеждениям,
свобода выбора и ответственность за этот выбор, ответственность за
измену этим убеждениям ради внешней необходимости». С этой позиции
вина – чувство, которое переживает человек в силу того, что нарушил
правило, сформулированное им самим. «Критерии эти в эпоху Цицерона даже
еще не начинали складываться; классической античности они неведомы.
Римлянин I в. до н. э. знал обязательства перед государством, перед
родом, группой, перед семьей, ее положением и достоянием, и в той мере, в
какой поведение его отвечало их интересам, оно заслуживало одобрения… В
число ценностей, завещанных Европе античной культурой в целом и
Цицероном в частности, совесть не входила».
Чувство вины насаждается христианством.
З. Фрейд полагал, что оно необходимо для воспитания в ребенке
нравственности. Но этот тезис спорен. В любом случае чрезмерное чувство
вины невротизирует ребенка. Именно поэтому в настоящее время вызывание
чувства вины в некоторых странах предлагается рассматривать как насилие
над личностью.
Диапазон применения байки: обсуждение с родителями методов наказания и поощрения ребенка. |