Д. Майерс описывает следующий
эксперимент, проведенный в США. В детский сад пришел некий человек и
спросил детей, не помнят ли они такого случая, чтобы их палец попал в
мышеловку?
Ни один ребенок не смог вспомнить
такой случай. И это вполне объяснимо, поскольку был выбран такой вопрос,
чтобы вероятность положительного ответа на него была минимальна. Этот
человек приходил в тот детский сад раз в неделю на протяжении десяти
недель и все время задавал один и тот же вопрос. На десятый раз все дети
в красках рассказали о том, как их палец попал в мышеловку, как они с
мамой поехали к врачу, как выглядел врач и что говорил.
Очевидно, что дети солгали, – постоянно повторяющийся вопрос привел к тому, что они «припомнили» то, чего в реальности не было.
Если родители постоянно подозревают
ребенка в чем-то, то он начинает ощущать в себе возможность совершить
это. И обязательно совершит.
Мораль: чем больше родитель доверяет ребенку, тем больше вероятность, что он будет соответствовать представлениям родителя.
Комментарий: в настоящее время
доказано, что человек не вспоминает, а реконструирует события. Это
означает, что при каждом припоминании он не воспроизводит в сознании
точную картинку проишедшего, а достраивает ее, используя информацию,
которую он узнал уже после события. Именно поэтому после каждого
посещения человеком детского сада дети все ярче и ярче представляли себе
то, чего не было. Многие взрослые, если им регулярно серьезно говорить о
том, что они взяли такую-то книжку у собеседника, после пятого раза
начнут сомневаться в себе и даже начнут «припоминать», как они это
делали. Именно поэтому чем младше ребенок, тем осторожнее родители
должны выяснять обстоятельства тех или иных событий, никогда не описывая
того, о чем спрашивают у детей. Иначе они легко встроят содержание
вопроса в свой ответ. Так, многие дети по рассказам родителей «знают» о
своем детстве.
Когда мы утверждаем, что чем больше
родитель доверяет ребенку, тем больше вероятности, что он будет
соответствовать представлениям родителя, то имеем в виду полное доверие.
Родитель может доверять на словах, а в душе сильно сомневаться. Ребенок
чувствует душу родителя, он стремится соответствовать тому, что
происходит в ней, а не словам.
Диапазон применения байки: консультация родителей относительно психологических особенностей детского возраста, методов наказания и поощрения. |