Кремер Г., выдающийся музыкант, сказал
эту фразу, размышляя о том, кто делает выбор будущей профессии ребенка,
если этот выбор бывает сделан тогда, когда ребенок слишком мал. Он
пишет:
«Так или иначе, – выбор был сделан.
Вопрос – был ли он добровольным? В ту пору мне гораздо больше хотелось
стать пожарником, трубочистом или официантом, подающим в ресторане
десерты. Что теперь вспоминать… Чтобы воплотить свою мечту – мчаться по
городу на пожарной машине, тушить огонь, спасать людей от верной
смерти, – пришлось удовлетвориться самодельной бумажной каской… "Все это
– ребячество”, – говорили взрослые, которым было виднее. Стоящий передо
мной выбор представлялся им единственным.
Моя первая попытка взять в руки
скрипку и извлечь из нее звуки была началом воплощения их мечты… Скрипка
стала и главным, и мучительным мотивом моего становления, именно
благодаря ей я научился превращать в музыку и одиночество, и мечты, и
душевные раны, и юмор. В ней я искал свой звук, свой голос, точнее
говоря, свою музыку».
Мораль: не всегда выбор, сделанный родителем, а не ребенком, вредит ребенку.
Комментарий: многие родители,
желая счастья своим детям, начинают обучать их вещам, необходимость
заниматься которыми трудно понять маленькому ребенку. До сих пор многие
родители и даже специалисты оспаривают подобный подход. Один полагает,
что ребенок сам должен выбирать профессию. Но шестилетний ребенок не
может выбрать скрипку самостоятельно, поскольку играть на ней нужно
часами, а для него это весьма тяжелое занятие. Все дети вокруг веселятся
и делают что-то интересное, когда он вынужден заниматься трудным и
непонятным пока делом. Ребенок, который начнет обучаться игре на скрипке
после 10 лет, никогда не достигнет высот. А попытки взрослого человека
заниматься музыкой могут вызывать сочувствие у окружающих. Это означает,
что в спорте и музыке выбор делается не ребенком, а родителем.
Насколько аргументированным психолог может считать выбор родителя?
Здесь можно предложить такое решение.
Если ребенок делает успехи, то можно предположить, что, кроме
родительской воли, здесь имеют место способности и желание самого
ребенка. В этом случае, безусловно, родители должны вкладывать силы в
его занятия. Если успехи незначительны, на среднем уровне, то
несомненно, что у ребенка нет желания, а потому, возможно, нет и
соответствующих качеств, необходимых для данной деятельности. Мы знаем,
что самое сложное – оценить способности, поскольку они не могут быть
проявлены без желания ребенка. При отсутствии желания можно отработать
навык ребенка до определенного момента, и тогда он, став взрослым,
сможет продолжить это занятие как любитель.
Диапазон применения байки: обсуждение с родителями развития творческих способностей ребенка. |