Вот как М. Цветаева описывает свое прочтение в 8 лет «Евгения Онегина» Пушкина.
«Моя первая любовная сцена была
нелюбовная: он не любил (это я поняла), потому и не сел, любила она,
потому и встала, они ни минуты не были вместе, ничего вместе не делали,
делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она
любила, он ушел, она осталась, так что если поднять занавес – она одна
стоит, а может быть, опять сидит, потому что стояла она только потому,
что он стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно. Татьяна на той
скамейке сидит вечно. Эта первая моя любовная сцена предопределила все
мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной
любви. Я с той самой минуты не захотела быть счастливой и этим себя на
не-любовь – обрекла. В том-то и все дело было, что он ее не любил, и
только потому она его – так, и только для того его, а не другого в
любовь выбрала, что втайне знала, что он ее не сможет любить. (Это я
сейчас говорю, но знала уже тогда, тогда знала, а сейчас научилась
говорить.) У людей с этим роковым даром несчастной – единоличной – всей
на себя взятой – любви – прямо гений на неподходящие предметы».
Мораль: литература, которая задевает ребенка, предопределяет его важнейшие поступки в жизни.
Комментарий: что должен читать
ребенок в детстве? Насколько родитель должен управлять процессом его
чтения? Возможно, самый точный ответ на этот вопрос дает М. Цветаева в
маленьком эссе «Мой Пушкин». Она стала читать «Евгения Онегина» в 8 лет,
когда все полагали, что она не способна понять взрослую литературу. На
примере Цветаевой мы знаем, что у литературы нет возраста. Да, она не
поняла это произведение так, как его принято понимать в школе. Но
классика, кроме содержания, имеет поэтический язык, который формирует
вкус. Более того, произведение само ведет к построению образов. Ребенку
не стоит задавать вопросы о том, что он понял в произведении, – он будет
рассказывать то, что хочет взрослый, а это разрушит поэтический мир,
созданный его воображением.
Диапазон применения байки: беседы
с воспитателями, учителями начальных классов, консультирование
родителей по поводу развития творческих способностей детей. |