Скрипач Г. Кремер задал этот вопрос и
не смог сам на него ответить в своем телевизионном интервью. Он
рассказывал, как поощряют маленьких детей, чтобы они часами занимались
игрой на музыкальных инструментах. Например, педагог в начале урока
может сказать ребенку, что в шкафу, возможно, лежит шоколадка для него,
но она останется там, если малыш не будет хорошо заниматься. В конце же
урока тот же педагог спокойно может сказать, что шоколадки нет, так как
ребенок занимался недостаточно хорошо.
Мораль: неужели музыкантом может стать только травмированный человек?
Комментарий: малыши слишком
любят своих родителей и привязаны к ним. Они готовы делать многие вещи
не потому, что понимают их смысл, а потому что это нравится маме или
папе. Возможно ли обойтись без обмана, стремясь достичь доверия с
ребенком? Утверждают, что так обучался не менее великий музыкант Рихтер.
Его первым учителем была мать, а потому обучение и строилось на
доверии. Но все другие музыканты в той или иной мере испытывали на себе
подобное травмирующее воздействие, которое, с точки зрения
преподавателя, мотивировало ребенка на работу.
Как мы уже говорили, Скиннер утверждал, что наказание неэффективно. Но Скиннер не воспитал ни одного музыканта.
Диапазон применения байки: обсуждение этой тяжелой дилеммы с родителями, мечтающими о пути славы для своих детей, возможно, уменьшит их амбиции. |