В данной
сюжетно-ролевой игре участники выбирают для себя разные роли — игрушек и покупателей,
и каждый ребенок имеет равную роль с другими детьми. Между всеми участниками
игры устанавливается тесная связь, которая имеет в основе деловое сотрудничество
друг с другом.
Эта игра, как и
предыдущие игры, подвижная, т. к. средством выполнения роли являются
выразительные движения. Но в данной игре ребенок уже не подражает взрослому, не
примеривает на себя «взрослые профессии», а сам придумывает свои движения к той
или иной роли. Перед началом игры необходимо детям объяснить условия игры.
«Ребята, давайте
с вами поиграем в магазин игрушек: вам необходимо выбрать для себя роли — одни
будут игрушками, которые продаются в магазине, а другие дети — покупателями. А
я буду продавцом. Кто из вас хочет быть игрушкой? Только сначала подумайте, кто
какую игрушку будет изображать.
А кто из вас
любит покупать игрушки? Кто будет покупателем? Вы будете приходить в магазин и
спрашивать, какие сегодня в магазине продаются игрушки».
Дети, исполняющие
роль покупателей, отходят в сторону и ждут, когда магазин игрушек будет открыт.
А дети-игрушки усаживаются на скамейки, изображая при этом полки с игрушками
в магазине. Продавец подходит к каждой «игрушке», узнает, кто какую игрушку
будет изображать и договаривается с «игрушками» о том, как кого изобразить. Например,
если это кукла — нужно поплясать, если это мячик, нужно сгруппироваться и
попрыгать, если это мишка — переваливаться с ноги на ногу и т. п. Когда все
будет готово, «продавец» объявляет, что магазин игрушек открыт.
Дети-покупатели заходят по очереди в магазин, здороваются с продавцом и просят
его показать игрушки. Продавец показывает «игрушки», «берет их с полки» и
«заводит» их. Игрушка оживает, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка.
Если покупатель отгадывает, что за игрушка перед ним, то забирает игрушку с
собой (отводит ребенка-игрушку в сторону). Затем приходит следующий
покупатель, и игра продолжается до тех пор, пока все игрушки не будут распроданы.
Затем дети меняются ролями, и все начинается сначала.
Данную игру можно
и усложнить. Одну и ту же игрушку могут изображать несколько детей. При этом и
усложняется задача покупателя: он должен не только отгадать игрушку, но и
выбрать лучшую из них, или, когда игрушка движется (птичка, машина и пр.),
догнать ее.
Не все дети могут
с помощью жестов и мимики выразительно изображать ту или иную игрушку. В таких
случаях можно предложить ребенку дополнить выбранный образ звукоподражанием
(промычать, прожужжать, поквакать и т. п.). Не обязательно дожидаться в
процессе игры, когда все игрушки будут распроданы. Менять выбранные роли можно
чаще, при этом вовлекая в игру уже отыгравших детей.
|