Мы с детства впитываем в себя образы
окружающего нас мира. Картина мира человека формируется в том числе и
оттого, что он видит вокруг. Мама, папа, ближайшее окружение, квартира,
двор, микрорайон… Встречи с настоящими произведениями искусства также
накладывают на нас свой отпечаток. Любимый
художественный образ не только отражает наш внутренний мир, но и
создает модель поведения для восполнения недостающего или развития
несовершенного в нас. Он формирует схему поведения. Например, любимая
или наиболее запомнившаяся сказка ребенка – «Колобок». Фиксируя образ
главного героя этой сказки, он может вырасти беспечным, убегающим от
всех норм и ограничений. Он будет рваться из родительского дома на
улицу, на свободу, меняя школы, друзей, привязанности. Пока не нападет
на хитреца, который заставит его быстро повзрослеть. У каждого образа свой смысл, основной конфликт, своя мораль, сильные и слабые стороны и своя драматургия. Сказка – ложь, да в ней намек… И
даже не намек, а подсказка. А любимые сказки, как хорошие подсказки,
раскроют не только внутренние комплексы, но и способы их преодоления. Любимая
сказка, как утверждает американский психолог Эрик Берн, лежит в основе
жизненного сценария взрослеющего человека. В ней, а это уже по нашему
мнению, можно найти и заложенный в нас смысл жизни. Он становится
очевидным годам к 5–6. Именно в это время у ребенка обостренный интерес к
сказкам. Впрочем, сказки рассказывать мы начинаем ему много раньше. Однако
фольклорные образы раскрывают сущность не только людей, для которых
описанные сказки были любимыми, но и особенностей национальной
философии, психологии целого народа. Итак, разберем некоторые любимые
русские сказки. «Колобок». Смысл
образа: беспечность. Основной конфликт между чрезмерной открытостью и
«съедением» его более хитрым персонажем. Комплекс Колобка – бахвальство,
падкость на лесть, потребность в свободе без ответственности. Не прошел
испытание свободой. Как индивидуальность прост, открыт, легкомыслен,
весел, хвастлив. «Курочка Ряба». Смысл
образа: нестандартность, индивидуальность, талант. Комплекс курочки,
несущей золотые яйца, – продуктивность, ценность, неисчерпаемость.
«Серое», разрушительное окружение. Конфликт между разрушительностью
среды и творческой неиссякаемостью. Преодоление за счет неисчерпаемости,
способности сделать все лучше и больше. Как индивидуальность талантлива
и неприглядна. «Теремок». Смысл:
уживчивость, коллективизм, любовь к окружающим. Конфликт: адекватность и
чувство меры. Пределы насыщения. Больше пяти – уже толпа, которая
разрушительна. Комплекс стадности. Как индивидуальность – общественник. «Репка». Смысл:
взаимопомощь, коллективный труд. Конфликт ограниченных возможностей
одного человека. Комплекс несоразмерности. Как индивидуальность –
организатор коллективных усилий. «Гуси-лебеди». Смысл:
предостережение, братская любовь. Конфликт между непослушанием и
возникшими трудностями, которые преодолеваются. Комплекс Аленушки:
преодоление спеси, мужество через трудности. Как индивидуальность –
захватчики. «Иван-царевич и Серый Волк». Смысл:
преданное служение. Конфликт между испытаниями и помощью мощных
природных сил. Комплекс Ивана-царевича: властность и конструктивная
агрессия. Как индивидуальность: потенциальный «начальник». «Конек-Горбунок». Смысл
образа: виртуозный труженик. Конфликт между служением и использованием.
Комплекс Конька-Горбунка: визуальный дефект, незаменимость. Как
индивидуальность: профессионал, ответственный исполнитель. Вот
и выбирайте, что читать и показывать малышу из фольклора. У каждого из
нас есть фольклорный прообраз, который нас объединяет с сообществом и
делает успешным в нем. Любимыми сказки
становятся по принципу сходства с их героями. Либо по принципу
дополнительности. Образным выражением нашей врожденной психической
энергии является архетип. Архетипы, упрощенные общечеловеческие
первообразы и понятия, доступны всем. На них строятся мифы – базы
данных, из которых черпаются серьезные идеи в искусстве и жизни. По
базовому архетипу все дети делятся на «ангелочков», «бесенят», «вождей
краснокожих», «мамочек» и «папочек», «фей» и «героев дня». Соответственно,
у «ангелочка» преобладает альтруистический инстинкт и обостренное
чувство справедливости. У «бесенка» инстинкт разрушения берет верх, и
это сильный в волевом смысле малыш. Девочка-«мама» любит заниматься
куклами, инстинкт продолжения рода у нее ведущий, ребенок-«папа» –
серьезный мальчик, деловая активность у него берет верх. Малыш-«фея» –
очаровательный ребенок, завораживающий. Малыш – «вождь краснокожих» –
организатор детских забав, он лидер от природы. Ребенок-«герой дня» –
смелый, необычный, он всегда в центре внимания. Кстати, малышка может
быть и «героиней», и «феей» одновременно. ...Из практики Мама: Мой ребенок умный не по годам, милый, симпатичный. Психолог: Какой у него образ? Мама: Защитник, «благородный рыцарь». Он требовал успокоить обиженного брата, например. Психолог: Но ведь «защитник» – это прежде всего сильный, мужественный, крепкий, боевой. Таков ваш малыш? Мама: Нет, он гармоничный. Психолог: А «благородный рыцарь» – это защитник женщин прежде всего. Мама: Да нет, он всех защищает. Психолог: «Адвокат»? Мама:
Нет, скорее психолог, с детства. Чувствует хорошо ситуацию и действует
адекватно, справедливо и прямо. Всем показывает, кто где не прав. Всех
мирит. Психолог: «Миротворец» – вот это точнее.
Попробуйте определить, каков образ вашего ребенка? Запечатлевание
образов народного фольклора, мифологических, литературных и кинообразов
происходит последовательно, в соответствии с целями и этапами
эмоционального развития человека. Какие-то
образы вызовут более яркий отклик в душе, осветив темные закоулки
бессознательного. Именно они помогут прочувствовать себя и свои основы,
обозначат наиболее яркие жизненные установки. |