Впервые ко мне привели чудо-ребенка по имени Тимоша, когда ему было
четыре с половиной года. У мальчика в тот период появилось странное
хобби, которое не на шутку испугало родителей: Тимоше нравилось надевать
мамины кофточки, обувать ее туфли, красить губы и подолгу «кривляться»
перед зеркалом. Папа, ярко выраженный атлетик с чисто мужским
характером, настоял, чтобы мама обратилась за консультацией к психологу.
Я не буду подробно останавливаться на диагностических методиках, с
помощью которых изучались особенности поведения мальчика, скажу только,
что опасения отца были напрасны. В ходе беседы с Тимошей и его мамой
выяснилось также, что ребенок просто очарован певицей Веркой Сердючкой, а
папа и сам не прочь посмеяться, когда артистичный ребенок пародирует
своего кумира. Разумеется, родителям были даны соответствующие
рекомендации по выходу из этой щекотливой ситуации. Но случай Тимоши
интересен другим, его пример — яркая иллюстрация силы родительского
внушения.
Вторая встреча с мальчиком произошла через полтора года, в середине
сентября. Он пошел в первый класс, но уже через две недели директор
попросила родителей забрать документы.
С первого дня по любому поводу Тимоша пускал в ход кулаки.
Учительница говорила родителям, что не может припомнить другого такого
драчуна и что «с этим надо что-то делать».
«Ребенок не смотрит жестоких фильмов, не играет в компьютерные
„стрелялки" и„убивалки", не видит агрессивного поведения в семье. Откуда
в нем это?» — искренне не понимал отец. Но стоило ему ответить на
один-единственный вопрос психолога, как все встало на свои места. Я
спросила отца Тимоши: «Вы, конечно, помните причину первого обращения к
психологу. Могу я уточнить, как часто после консультации вы убеждали
Тимошу в том, что настоящий мужчина не тот, кто надевает женские платья и
красит губы, а тот, кто не плачет, умеет постоять за себя и дать
сдачи?» Ответ был: «Часто». После такого откровения со стороны отца я
отметила, что «ошибки воспитания» надо исправлять, и настояла на том,
что он станет активным участником консультации наравне с Тимошей, его
старшим братом Костей и мамой.
Сейчас, вспоминая ту консультацию, я невольно улыбаюсь. Мы сели
рядом, я и Тимоша, мама и Костя чуть позади нас, папа устроился в
дальнем углу комнаты. Вначале, когда Тимоша говорил про школьные дела,
папа сидел спокойно и прислушивался к беседе. Но, когда я начала
рассказывать мальчику сказку, мужчина поднялся и начал нервно ходить по
комнате. Видимо, он ожидал увидеть сеанс гипноза, а тут — обычная
сказка. Но это была не обычная сказка, это была сказка с инсценировкой.
Львенок в школе
В одном лесу жила семья львов папа, мама и два львенка, один
постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу
уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость.
Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за
спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели,
потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался
редко.
Пришло время младшему львенку идти в школу.
— Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и
брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя
уважать.
С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников.
Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый
сильный?» Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я —
самый сильный». Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга:
«И тебя победил. Я в классе самый сильный».
Прошло две недели, только никто из одноклассников не хотел с львенком
дружить. Грустно стало львенку, пришел он домой и спрашивает старшего
брата:
— Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как
тебя?
Молчит старший брат. Спокойно наблюдает из-за куста за молодым
козленком, который на полянке пасется. А маленький львенок все вокруг
брата бегает, то за ухо укусит, то за хвост потянет:
— Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной
дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!
— Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников
обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии. Вот ты бегаешь вокруг
меня, мелькаешь перед глазами, как суетливая муха, а я глаз не отвожу
от козленка. Сила моя в выдержке и в спокойствии. За то меня другие
звери уважают, что ни на кого напрасно не кидаюсь.
Послушал маленький львенок старшего брата и пошел к маме-львице:
— Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной
дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!
Обняла львица своего сыночка, лизнула его нежно и шепнула на ушко:
— Любимый мой котенок, ты же нежный и ласковый. Сила твоя царская в
доброте. Если будешь к другим зверятам внимательным и добрым, они все с
тобой дружить захотят.
Маленький львенок для себя уже решил: «Буду спокойным и сдержанным,
буду добрым и внимательным». Но вдруг задумался: «А для чего мне тогда
царская сила?» С этим вопросом маленький львенок побежал к отцу.
— Сказал мне старший брат, что сила царская в выдержке и спокойствии.
Мама сказала, что моя сила в доброте. А для чего мне тогда царская
сила, для чего мне мускулы, когти и острые зубы? — спрашивает львенок
отца.
Посмотрел царь зверей на своего сына, положил тяжелую львиную лапу ему на плечо и мягким голосом произнес:
— Правы и мама, и брат. Сила царская нужна не для того, чтобы других
зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и
будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные
соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и
слабых.
Обрадовался львенок, что раскрылась ему царская тайна. Он знал,
теперь у него обязательно будут друзья, а одноклассники будут его
уважать и любить, как все звери в лесу уважают и любят папу, маму и
брата.
ИНСЦЕНИРОВКА
Сказка закончилась, а дальше предстояло ее инсценировать.
Проигрывание сказки было спланировано специально, так как в некоторой
психологической помощи нуждались все члены этой семьи. Вначале Тимоше
предстояло общение со старшим братом. Он должен был сесть рядом и
спросить у Кости секрет царской силы. Согласно сюжету сказки, старший
львенок объясняет младшему, что сила в выдержке и в спокойствии.
В какой-то мере послание «сила в выдержке и в спокойствии» было
адресовано самому Косте, так как в реальной жизни он довольно часто
раздражался и конфликтовал с Тимошей.
Потом львенок с огромной радостью шел к маме, садился ей на колени.
Она нежно обнимала его, целовала в щечку и говорила, что сила в доброте.
Эта сцена была своеобразным способом снять запрет на «телячьи»
нежности установленный строгим отцом и вернуть матери право на
проявление нежности к детям.
Сложности возникли при проигрывании последнего диалога. Тимоше
предстояло подойти к отцу, по сюжету сказки царю зверей, и поговорить с
ним. Мальчик с большим трудом поддался моим просьбам и, пересилив
волнение, а возможно, и страх, приблизился к отцу. Справедливости ради
скажу, что отцу Тимоши хватило родительской мудрости: он бережно прижал к
себе сына и спокойным, ровным, мягким голосом объяснил, для чего
львенку мускулы, когти и острые зубы.
Это была победа, маленькая победа взрослого мужчины над самим собой —
дать право ребенку быть ребенком, дать право себе и другим ошибаться и
исправлять свои ошибки.
Через две недели мне позвонил папа Тимоши и признался, что вначале
счел консультацию пустой тратой времени. Он не мог поверить, что сказка
способна повлиять на изменение ситуации, но отсутствие драк после
консультации убедило его в том, что «психология — удивительная наука, а
сказка может творить чудеса». |