Сказкотерапевт Д. Соколов считает, что изначальный страх могут
победить другие эмоции (любовь, страх, вина, обида), расширение границ
(узнавание мира как он есть, его объективацию) или плата за обретение
смелости, и предлагает оригинальную картотеку психотерапевтических
решений данной проблемы.
- Схема сказочного сюжета:
Зайчик боялся темноты. Встретил друга котенка. Пошли вместе
исследовать ночной лес. Чудовище оказалось веткой, страшный «желтый
глаз» — фонарем. Встретившийся филин услал их спать, сказав, что дети
ночью по лесу не гуляют. Принцип решения: Помощник (такой же, как герой). В самое пекло. Узнавание. Границы. - Схема сказочного сюжета:
Мальчик дружил с Солнцем и боялся Ночи. Ночь ушла. Солнышко без нее
устало, стало плакать. Мальчик пошел звать Ночь и ее дочь Темноту. Те
вернулись, и все сдружились. Принцип решения: Утрированная победа, ее негативные последствия. Для кого- то (покровителя). Диалектика. - Схема сказочного сюжета:
Крот боялся света. Влюбился в бабочку. Стал оставаться по утрам,
любоваться ее полетом. Раньше он думал, что слепой, при дневном свете
оказалось: видит! Принцип решения: Противоположность. Любовь. Постепенное привыкание. Отвлечение. - Схема сказочного сюжета:
Медвежонок потерялся в лесу, боялся идти домой из-за темноты.
Светящаяся блоха попросила его перенести ее на поляну, где у них — блох
— собрание. Там обещала дать заклинание против страха. По дороге
кусала, но светила. На поляне медвежонок выучил «Э-ге-ге, о-го-го, не
боюсь я ничего!» и побежал домой. Принцип решения: Промежуточная цель (конфетка посредине). Плата. Интернализация ресурсов. - Схема сказочного сюжета:
Аленушка боялась темноты. Осталась дома на ночь с Иванушкой. Везде
жгли свет. Иванушка поранился ножом, Аленушка испугалась, побежала
через поле за доктором. Только провожая доктора обратно, заметила, что
совсем не боится темноты. Принцип решения: Вытеснил другой страх. Внезапность. Для кого-то (меньшего). - Схема сказочного сюжета:
Мама оставила мальчика-трусишку одного ночью. Он возмутился, оделся и
пошел все рассказать бабушке. Та жила на другом конце города. Прошел
через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал
по дороге да где-то страх и потерял.
Принцип решения:
Обида, злость. Против кого-то.
Кого и чего боятся современные дети?
К детским страхам можно добавить страхи, которые в значительной мере
сформированы потоком информации, неконтролируемо поступающим со всех
сторон. Телевизионные передачи, виртуальные игры, «устрашающие»
разговоры взрослых, случайно услышанные ребенком, — все это влияет на
появление и развитие детских страхов. У современных детей наблюдаются
боязнь не только сказочных персонажей (Бабы Яги, Кощея, Бармалея, Змея
Горыныча и т. п.), но и новоявленных виртуальных и киномонстров
(гоблинов, гремлинов и т. п.), а также страх войны, катастроф, терактов,
заражений. |