Прежде чем сделать комментарий про правила взаимодействия с
гиперактивными детьми, хочу отметить, что их гиперактивность очень редко
проявляется в моем кабинете. Возможно, это связано с тем, что мы сразу
договариваемся об этих правилах, и я строго отслеживаю их выполнение.
Например, у меня есть правило трех игрушек, завершенного дела и
заслуженного отдыха.
• Правило трех игрушек. Это правило заключается в том, что вначале
занятия мы выбираем три игрушки, которые будут задействованы в нашей
работе, причем две игрушки выбирает ребенок, одну — психолог. Это
правило помогает ребенку сконцентрировать внимание и взять на себя
ответственность за дальнейший процесс. Игрушка, выбранная психологом, —
это удобный повод использовать «домашнюю заготовку» и ввести в
консультацию сказку или историю.
• Правило завершенного дела. Правило предусматривает доведение
начатого упражнения до конца. В том случае, если ребенок отвлекся при
выполнении задания, я спрашиваю его, что он увидел (или услышал), задаю
ему еще один-два вопроса, а потом предлагаю вернуться к прежнему
занятию. Однако напомню, что все задания, которые планируются в работе с
детьми (и не только гиперактивными), должны соответствовать возрастным
особенностям, быть интересными и непродолжительными.
• Правило заслуженного отдыха. В процесс консультации между
упражнениями, требующими усидчивости и высокой концентрации внимания, я
обязательно включаю два-три миниперерыва. В первый перерыв ребенку
предлагается нырнуть и поплавать в «сухом» бассейне, наполненном
пластмассовыми шариками. Во второй — выполнить упражнения на
формирования контроля над телом, например удержать равновесие, стоя на
большом мяче. В третий перерыв с согласия родителей я делаю ребенку
расслабляющий массаж (легонько провожу рукой по его спине или слегка
массажирую плечи). Занятость ребенка в перерыв определяется условиями
вашего кабинета, вместо бассейна и шара маленькому клиенту можно
предложить попрыгать через скакалку, покрутить обруч, покатать по полу
стандартный резиновый мяч или поиграть с ребенком в волейбол воздушным
шариком. Важно другое, перерыв в кабинете психолога — это продолжение
процесса психотерапевтического воздействия, потому все процедуры должны
быть направлены на решение поставленной задачи.
Безусловно, соблюдение правил оказывает позитивное воздействие на
гиперактивных детей, но больше, чем правила, им помогают внимание,
понимание и принятие со стороны взрослых. «Когда такие дети начинают
чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом
свести до минимума симптомы своей гиперактивности».
|