Многие
великие мыслители считают, что цель жизни заключается в максимальном
выражении себя. Но для того, чтобы реализовать свой потенциал, человеку
необходимо осознать самого себя, иметь мужество и желание заглянуть в
хаос собственной души. Как же нам помочь ребенку не стыдиться самого
себя, как помочь выразить свою уникальность, следовать своей природе?
Мы с вами уже говорили, что многие вещи дети чувствуют интуитивно. Поэтому, если
вы хотите, чтобы ваш ребенок гордился своими отличительными чертами,
посмотрите на себя, на свое отношение к этим его чертам. Для начала обратите внимание на свое поведение, задайте себе несколько вопросов.
1. Могу ли я принять те качества в ребенке, которые отличают его от других?
2. Поощряю ли я в ребенке чувство гордости за свои уникальные качества?
3. Создаю ли я ситуации, при которых ребенок имеет возможность глубже раскрыть себя, свои интересы, истинные чувства?
Относиться к ребенку как к индивидуальности
с самого рождения помогают труды философов эзотерического направления.
Согласна, их взгляды полны неожиданностей, особенно для нас, педагогов
постсоветского пространства, а многие их идеи кажутся шокирующими и
непонятными. Но я хочу отметить одно: можно по-разному относиться к
эзотерической философии, но знать, что существует такой подход к
трактовке сущности ребенка, каждый мыслящий воспитатель должен. Очень
многим именно эта философия помогла взглянуть на ребенка с уважением и
пониманием.
Вы только послушайте, как красиво и
завораживающе звучат слова Рудольфа Штайнера: «Человек в процессе
становления – это величайшее божественное откровение, и если Учитель
познает ребенка не просто анатомически или физиологически, а наблюдает,
как душа и дух изливаются в тело, то его наполняет благоговение перед
тем, что восходит на поверхность мира из божественных глубин».
А вот выдержки из книги «Пророк» Джебрана
Халиля, арабского писателя и философа: «Ваши дети не дети вам. Они
сыновья и дочери тоски жизни по самой себе. Они приходят благодаря вам,
но не от вас. И хотя они с вами, они не принадлежат вам». Мне кажется,
трудно остаться равнодушным к таким словам.
Каждый ребенок нуждается в ощущении своей
уникальности, он хочет знать, что его особые качества оценены другими и
вызывают уважение. Самоуважение, которое, кстати, не является врожденным
качеством, а приобретается в ходе жизни, напрямую зависит от того, как
развивается самооценка вашего малыша.
При этом важно помнить, что развитие
индивидуальности – это постепенный процесс, который начинается с
внутреннего понимания себя, осознания своего отличия. По мере того
как ребенок осознает себя, он замечает все больше и больше, что не все
его качества присущи другим людям, что его картина себя может не
совпадать с картиной другого.
Для высокой самооценки важно, чтобы у
ребенка не просто развивалось осознание своего отличия от других, но
чтобы ему было комфортно с этими своими отличиями, чтобы он мог думать о
себе: «У меня есть качества, которых у других нет. Такого, как я, в
мире больше нет. Я единственный и уникальный! Здорово-то как!»
Удивительно доходчиво о таких сложных вещах
говорит своим читателям – подросткам американский учебник: «Твоя
личность – это уникальная комбинация чувств, мыслей и поведения, которые
отличают тебя от кого-либо другого. Частично твоя личность определяется
твоей реакцией на проблемы, новые ситуации и другие события. Твоя
я-концепция – это взгляд на те уникальные качества, которыми ты
обладаешь. В основном это то, как ты видишь себя. Как ты можешь описать
себя? Можешь ли ты описать свои сильные стороны так же хорошо, как и
слабые? Иногда подростки имеют склонность к фокусированию или
преувеличению своих изъянов и не обращают внимания на сильные стороны.
Это приводит к формированию излишне негативной я-концепции».
Действительно, многие дети не чувствуют
себя комфортно с самим собой, более того, вместо того чтобы «смаковать»
свою изюминку, они купаются в своих недостатках, в жалости к себе. Поэтому для таких ребят будут полезны упражнения, которые помогут им:
• принять себя, свою уникальность, те
качества, которыми они отличаются от других. Высокая самооценка
начинается со знания, что каждый человек достоин любви и принятия;
• осознать свои интересы, роли и
способности. До того, как ребенок сможет осознать свое отличие от
других, он должен понять, каков он.
Для начала попробуйте приведенные ниже игры.
Упражнения1. Мой шедевр (д. с. – 4-й)
Возьмите цветную бумагу, карандаши и за
пять минут нарисуйте любую картинку – лучше, чтобы это был какой-нибудь
простой рисунок или абстракция. Во время этого творчества беседуйте с
ребятами, шутите. После окончания спросите: «Вы когда-нибудь видели
такое раньше? Точно такое?» Подведите
детей к мысли, что каким бы ни был ваш шедевр, дублировать его
невозможно, потому что нельзя точно так же провести линии и подобрать
краски. Картинка может быть очень похожей. Но это не будет то же самое.
После дискуссии пусть дети сами нарисуют
свои шедевры (5—10 минут). Потом обсудите с ними то, что каждый их
рисунок уникален и точно так же уникален каждый человек. Подведите их к
мысли, что каждый из них имеет свои отличия, свои особенности, каждый из
них незаменим и его невозможно дублировать.
2. Если бы мои вещи могли говорить (д. с. – 4-й)
Предложите ребенку подумать, что о нем
рассказали бы его вещи, если бы они могли разговаривать? Для обсуждения
возьмите, к примеру, следующие предметы: зубная щетка, телевизор,
кровать, туфли, велосипед, платье, кукла, книга.
3. Моя реклама (5—11-й)
Предложите детям следующее задание: «Дай о
себе объявление в газету (30 слов). Что это будут за слова? Попробуй
сделать это так, чтобы с тобой захотели встретиться».
4. Мой коллаж (д. с. – 11-й)
Большая буква «я» делится на секции,
которые затем заполняются рисунками, фотографиями, картинками из
журналов, которые относятся к ребенку.
5. Мои мечты (д. с. – 11-й)
Рисуем профиль головы ребенка или его
силуэт. Внутри он рисует или пишет ответы на вопросы: «О чем ты
мечтаешь? Что бы ты хотел, чтобы с тобой случилось?» 6. Яркая звездочка (д. с. – 5-й) Предложите
ребенку в центре звездочки нарисовать свой портрет или наклеить
фотографию, а в каждом луче звезды написать (нарисовать) что-то о себе
(что ему в себе нравится, чем он гордится).
7. Капсула времени (1—8-й)
Ребенку предлагается следующее задание:
«Подумай о своей жизни сегодня. Что бы ты
хотел, чтобы запомнилось? Возьми длинную полоску бумаги и нарисуй
(напиши) о себе сегодняшнем. Ты можешь включить: свои отпечатки рук и
ног, фото семьи, любимое кино, книгу, близкого друга, любимую еду и
т. д.
Сверни свое произведение и засунь в бутылку
(бутылочки можно прятать или же, наоборот, выставлять на шкаф). Каждый
год к коллекции будет добавляться новый экспонат».
8. Хвастунишка (д. с. – 5-й)
В группе из 5 ребят каждому дается
возможность в течение 3 минут похвастаться собой. В конце надо обсудить:
комфортно ли дети себя чувствовали, когда хвастались? Комфортно ли было
слушать хвастовство других? Казалось ли им, что истории других более
захватывающие?
9. Шкаф моих качеств (2—5-й)
Предложите ребенку такое задание: «На
каждом кусочке бумаги напиши прилагательное, которое тебя описывает».
Затем пусть он сложит исписанные карточки стопочкой так, чтобы внизу
оказались те качества, которыми он гордится меньше всего, а вверху – те,
которыми он гордится больше всего. Обсудите его «шкафчик». 10. Гордость (1—6-й)
Ведущий предлагает каждому из детей
следующее задание: «Подумай, в каких случаях ты гордишься собой? Что ты
чувствуешь при этом в своем теле? Как ты дышишь? Как ты держишь голову и
спину?
Нарисуй картинку, которая показывает, как
ты гордишься собой. Можешь нарисовать свою гордость, как ты ее
представляешь, или самого себя в тот момент, когда ты горд. Возможно, ты
захочешь нарисовать то, что хорошо умеешь или любишь делать, или то,
как ты помогаешь другим или, преодолевая себя, делаешь что-то трудное…»
(10–15 минут.)
После этого дети собираются в четверки,
показывают друг другу рисунки и обсуждают их. Спросите детей, как они
себя чувствовали, когда показывали друг другу свои рисунки. Как обстоит
дело в их семьях – могут ли дети демонстрировать домашним свою гордость?
Разделяют ли родители их чувства?
Предложите ребятам выступить перед группой,
показать всем свои рисунки и рассказать, чем они гордятся. После
каждого рассказа группа встает и аплодирует. Этот маленький ритуал
поможет усилить групповую сплоченность. Обсудите с детьми значение
гордости.
• почему так важно позволять себе испытывать гордость?
• когда гордость превращается в хвастовство?
• что хорошего и что плохого в том, что мы сравниваем себя с другими?
Коротко о главном
• Подведите ребенка к мысли, что каждый человек имеет свои особенности, каждый – неповторим.
• Если вы хотите, чтобы ваш ребенок
гордился своими отличительными чертами, начните с себя – с собственного
отношения к этим чертам.
• Помогите ребенку увидеть, что не все его
качества присущи другим людям, что его картина себя может не совпадать с
картиной другого.
• Ребенку должно быть комфортно со своими
«отличиями». Дайте ему возможность прийти к мысли: «У меня есть
качества, которых у других нет. Такого, как я, в мире больше нет. Я
единственный и уникальный! Здорово-то как!»
|