Детские сады и ясли вошли в жизнь общества вместе с
женским движением за равенство прав с мужчинами и являются его
достижением. Эти учреждения в определенной мере освобождают женщин от
ухода за детьми и их воспитания, предоставляя возможность заняться
получением образования, профессиональной деятельностью,
предпринимательством. До настоящего времени в детские сады ходили почти
все дети в нашей стране. Но в последние годы появилась альтернатива
государственным дошкольным учреждениям. Это — семейное воспитание,
возрожденный институт гувернерства, частные образовательные и
развивающие учреждения.
Если еще 10 лет назад на ребенка, пришедшего в
первый класс не из детского сада, смотрели, как на белую ворону, то
теперь ситуация изменилась. Многие мамы воспитывают и развивают детей
дома.
Так нужен ли малышу детский сад? Что он дает
ребенку? С какого возраста лучше отдавать туда детей? Предлагаю
взглянуть на эту проблему с точки зрения детской психологии.
В этой книге я постараюсь ответить на вопросы,
которые наиболее часто задают родители на приемах и в письмах,
присылаемых на мое имя.
Мама: Мой муж сейчас неплохо зарабатывает и
предлагает мне бросить работу и сидеть дома с младшей дочерью до школы.
Сейчас нашей дочке почти три года, отпуск по уходу заканчивается через
два месяца. Честно сказать, дома сидеть мне уже надоело. Постоянные
бытовые вопросы, домашние дела, однообразие и никакого развития и
общения. Старший сын, как и большинство детей, ходил в детский сад. И
ему, и нам это очень нравилось. Там и к школе лучше подготовят, чем
дома, и к детскому коллективу ребенок привыкает, становится общительным.
Вот и пришла к вам посоветоваться, как быть: согласиться с мужем и отказаться от садика или нет?
Родители: Мы решили отдать ребенка в
школу раннего развития при гимназии. Но нас сразу спросили, ходит ли
ребенок в детский сад. А когда узнали, что девочка не посещает его,
назначили плату на треть больше. Почему? Неужели наш ребенок дома
развивается не так?
Ответить на эти вопросы однозначно нельзя. Да, я
считаю, что ребенку полезно посещать детское дошкольное учреждение. Но
всегда следует подходить к этому вопросу индивидуально. Ведь не всех
детей в силу каких-то физических или психологических причин можно
оторвать от дома, мамы и соответствующего домашнего режима. Могут быть и
противопоказания врачей, которым обязательно надо показать ребенка
перед тем, как отдать его в детский сад.
В данном случае я буду говорить о большинстве детей, которым МОЖНО и НУЖНО посещать сад.
Каковы же преимущества пребывания ребенка в детском саду и объективные причины, по которым малыш должен его посещать?
• Во-первых, пребывание ребенка в детском саду
создает условия для развития у него самостоятельности. В саду малыши
значительно легче и быстрее осваивают навыки самообслуживания: учатся
самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, отправлять естественные
потребности, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Все эти
премудрости они осваивают в детсадовской атмосфере за три-четыре месяца.
• Во-вторых, в детском саду больше времени, чем
дома, уделяется игровой деятельности и занятиям, которые способствуют
физическому развитию ребенка, развитию логического мышления, речи,
художественных и музыкальных способностей.
• В-третьих, посещение детсадовской группы формирует
у ребенка умение общаться в коллективе, приучает взаимодействовать с
другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов. Это
обстоятельство особенно важно для единственных детей в семье. В процессе
общения дошкольники учатся ждать своей очереди, делиться тем, что
имеют, умерять личные желания. Дети не просто привыкают друг к другу, а
устанавливают достаточно тесные отношения. При этом, подражая, учатся у
сверстников тому, чего не умеют сами.
В условиях детского сада исчезает установка «Я —
МОЕ», актуальной становится установка «НАШЕ — ОБЩЕЕ». Ребенок делится
игрушками, помогает сверстникам, если они еще не научились, одеваться и
раздеваться, объясняет правила игры тем, кто их не знает.
Большую роль в воспитании и обучении детей
дошкольного возраста играет воспитатель. Он прививает им навыки
самообслуживания, учит общаться с ровесниками и взрослыми. Под
руководством воспитателя в процессе игровой и познавательной
деятельности, наблюдений за природой и окружающим миром дети приобретают
знания, умения и навыки, необходимые для их всестороннего развития.
Содержание, цели и задачи работы с детьми воспитатель планирует с учетом
их возраста.
• В-четвертых, преимуществом пребывания ребенка в
детском коллективе является избавление его от эгоцентрических установок.
Эгоцентризм ребенка проявляется как стремление судить обо всем
происходящем исключительно со своей позиции и отрицать все, что не
отвечает собственным интересам. Дошкольники, чье развитие происходит в
условиях детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого уже в
4—4,5 года, а при домашнем воспитании эгоцентрические установки
исчезают только к 5—6 годам, а иногда сохраняются и до 7—8 лет.
Вот пример из письма молодой мамы:
«Мой сын не ходит в детский сад. Мы с мужем решили, что лучше я буду
сидеть с ним дома. Так ребенок избежит болезней и будет всегда ухожен.
Но в последнее время у меня стали возникать проблемы с воспитанием
Сережи (ему четыре года). Перестал слушаться, предъявляет различные
требования типа: «Купи то, купи это», «Я не хочу это делать», «Дай
мне...». На улице не может нормально играть с другими детьми, навязывает
свои условия, а если ребята не соглашаются, в ход идут оскорбления и
угрозы, да такие, что мне становится стыдно за сына. Никогда ни с кем не
поделится, даже с нами, родителями. Я думала, что правильно его
воспитывала, а теперь сомневаюсь в этом. Растет он эгоистом. Помогите,
пожалуйста, найти выход из создавшейся ситуации. Может быть, сказывается
домашнее воспитание, когда поначалу мы многое ему позволяли, а потом
старались не обращать внимания на капризы, так как думали, что с
возрастом это пройдет».
Это письмо я не могла оставить без внимания, т. к в
нем описана типичная ситуация, связанная с издержками домашнего
воспитания. Если вовремя не принять соответствующих мер, такие дети
вырастают эгоистами, способными перешагнуть через любого человека ради
достижения своей цели. В данном случае хорошо, что мама сама видит
причины эгоистичного поведения сына. Действительно, в домашнем окружении
маленькому человечку несложно навязать свою волю и подчинить себе маму и
папу. Поэтому родителям очень важно знать меру в проявлении своей любви
к ребенку. Если ребенок не слушает многократных объяснений, чего нельзя
делать и почему, без наказания уже не обойтись. При этом лучше лишить
ребенка чего-то хорошего, например, просмотра его любимых телепередач,
прогулки или др., чем сделать ему плохо. К тому же важно спокойным тоном
объяснить малышу, какие именно его действия и почему привели к
наказанию.
Рассмотренный выше случай свидетельствует о
некоторых недостатках домашнего воспитания. Я думаю, таких проблем у
мамы могло бы и не быть, если бы ее сын ходил в детский сад, так как в
коллективе ему пришлось бы подчиниться общим правилам и нормам
поведения, научиться уважать мнение других ребят.
Итак, мною были отмечены некоторые психологические
преимущества детсадовского воспитания. Но не следует забывать и о
медико-педагогических преимуществах: режиме питания, отдыхе, прогулках,
специальных занятиях, способствующих полноценному, разноплановому
развитию детей. Учитывайте это, решая вопрос о поступлении ребенка в
детский сад.
При этом примите во внимание, что лучший возраст
для успешной и скорейшей адаптации ребенка к режиму детского сада —
два-три года. На этот период приходится кризис раннего детства, который
психологи обычно называют кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить
свое «я», тянутся к самостоятельности, относительной автономии
существования. Они легче переносят разлуку с мамой, привыкают к
воспитательнице, учатся с уважением относиться к взрослым. Именно в это
время детсадовский режим благоприятно влияет на становление личности
дошкольников, а их адаптация к новой социальной среде проходит менее
болезненно.
Воспитателям и родителям на начальном этапе
приспособления ребенка к детскому саду следует быть чуткими и
внимательными к нему. Задача родителей — морально подготовить ребенка к
смене обстановки и режима, объяснить, для чего нужен детский сад,
подчеркнуть, что ему там будет хорошо, а чтобы процесс привыкания и
адаптации прошел более гладко и быстро, можно посоветовать создать дома
режим, близкий к детсадовскому.
Наименее благоприятный возраст ребенка для
поступления в детский сад — это четыре года и промежуток от пяти до
шести лет. В это время развитие ребенка относительно стабилизируется, и
резкое изменение образа жизни, связанное с утратой постоянного общения с
близкими людьми, может привести к неприятным последствиям.
Необходимо учитывать, что в любом возрасте
погружение в атмосферу детсадовской общности может восприниматься
некоторыми детьми как насилие над личностью, как утрата
индивидуальности. Тяжелые переживания могут привести к негативным формам
поведения: истерикам, капризам, постоянному нытью по выходным, а иногда
и к соматическим расстройствам — повышению температуры, болям в животе и
жидкому стулу, обострению хронических заболеваний.
Из-за нежелания ходить в садик ребенок нередко
прибегает к манипулированию родителями: плачет, капризничает, требуя
возврата к прежней домашней жизни. Он как бы вовлекает взрослых в
затяжную «войну», где вопрос «кто кого?» решается то в пользу родителей,
то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по
такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в
садике, если это не помогает, начинаются слезы и истерики, а не
действуют они, остается еще одно средство, которое подсознательно
выбирает организм, — болезнь.
Как облегчить процесс привыкания к детскому саду,
как сделать так, чтобы малыш с удовольствием ходил в садик, я расскажу
немного позже. А сейчас постараемся выяснить возможные причины
негативного отношения ребенка к детскому саду. |