В принципе, этот медицинский феномен был известен уже
довольно давно, правда, под другим названием.
Английский медицинский
журнал «The Lancet» в
1902 году опубликовал точное описание
СГДВ. Английский педиатр Джордж Ф.
Стилл сообщал о детях, которые
постоянно находятся в движении, очень
импульсивны и обладают довольно слабой
концентрацией внимания. Причину он усматривал во врожденной
предрасположенности к этому.
В 1917 году, наконец,
появился медицинский доклад о
трудновоспитуемых детях, которые обладали
такими же особенностями поведения, как
и при СГДВ.
В 1937 году появилась
статья доктора Чарльза Брэдли, который
исследовал влияние стимулирующих препаратов на детей с отклонениями в
поведении. В целом, они оказывали на его пациентов успокаивающее действие.
В 1902 году в медицинском
журнале появилась первая статья,
где была затронута
тема
избыточной подвижности и
дефицита
внимания у детей
К середине 1960-х
годов эта тема стала актуальной как среди врачей, так и среди педагогов и психологов.
Необычное поведение характеризуется рядом самых разнообразных терминов, начиная от «минимальной
церебральной дисфункции» до еще
употребляемого некоторыми диагностами «гиперкинетического синдрома», сокращенно
ГКС. В разговорной речи часто
употребляется определение «гиперактивные
дети».
В 1987 году СГДВ получил
свое современное
название
В 1987 году американский союз психиатров выявил
нарушение, сокращенно обозначенное как ADDS (Attention Deficit Disorder Syndrom), что
можно перевести как синдром дефицита внимания (при наличии или отсутствии
гиперактивности), сокращенно СДВ или СГДВ.
Это интересно
Известно, что в настоящее время СГДВ
диагностируем гораздо чаще, чем
раньше. Существуют различные научные критерии,
согласно которым от 2 до 10% всех детей проявляют характерные для СГДВ отклонения
в поведении. В США примерно 5
миллионов детей лечатся от СГДВ с помощью различных лекарств. Действительно ли
все эти дети страдают от СГДВ -
вопрос спорный.
Большинство ученых исходят из того, что
значительная часть таких диагнозов
ошибочна. Считается, что примерно третьей части всех детей ошибочно ставят диагноз СГДБ. Зачастую врачи ставят его всего лишь на основании
предварительного об следования
ребенка, хотя для вынесения подобного вердикта необходимо обстоятельное тестирование. Во многих случаях диагноз СГДВ является недостаточно обоснованным.
Большие перемены
Хотя с середины 1960-х годов началось интенсивное
исследование СГДВ, все-таки для педиатров и других практикующих врачей - по
крайней мере, в Германии - это явление еще не стало предметом самостоятельного
изучения. Большинству родителей не было ничего известно о СГДВ. Дети, которые
были гораздо подвижнее и импульсивнее других, как правило, считались особенно
живыми и темпераментными, но отнюдь не
обладающими какими-то отклонениями.
Одной из причин того, что нарушения их поведения были не так сильны, как сейчас, вероятно, была возможность
для детей более активно проводить свободное время, так как автомобилей
было меньше, и поэтому дети без всякого присмотра могли играть на улицах. Также
было больше специальных мест для игр. К этому
можно добавить, что общедоступных компьютерных игр не было и в помине, и
существовало лишь несколько телевизионных
программ - другими словами, не было
всего того, что чрезвычайно распространено в наше время и что препятствует спокойствию детей.
Расцвет СГДВ в Германии пришелся на 1990-е годы, это был настоящий бум, пришедший сюда из США. В этой
стране у многих детей были обнаружены
отклонения в поведении, так что в
Германии практикующие врачи (и не только те, кто занимался
исследованиями), психологи, педагоги и большинство
родителей восприняли этот феномен неоднозначно и довольно скептически. В настоящее время многих детей с СГДВ лечат
либо риталином, либо другими стимулирующими средствами, эффективно блокирующими
продолжительное неадекватное поведение.
Небольшое отличие
По всей видимости, синдрому гиперактивности дефицита внимания гораздо больше подвержены мальчики, чем
девочки: по данным медиков, на 5-9 мальчиков с СГДВ приходится 1 девочка.
Если данный синдром обнаружен у девочек, их реакция обычно менее выражена, чем
у мальчиков, т.е. они глубже погружаются в себя и более рассеянны. Мальчики же,
напротив, часто не могут сдерживать свои порывы.
У мальчиков гораздо
чаще диагностируется СГДВ, так как
они по своей природе - в силу генетической «программы» - намного подвижнее и темпераментнее, чем девочки. В ранние годы, когда родители исходят из
того, что их наследники в зрелом
возрасте станут кормильцами своей семьи, типичное мальчишеское поведение считается более
предпочтительным. Если, к примеру, мальчики проявляли определенную
агрессивность, это воспринималось как признак целеустремленности, а их порывистость в движениях - как активная жизненная
позиция. В каменном веке, когда наши предки были охотниками и собирателями,
такое поведение считалось жизненно необходимым.
Небольшое отличие
гораздо
серьезнее, чем
может
показаться на
первый взгляд
Однако сейчас, прежде
всего, требуется типичное для девочек поведение: дети должны быть (например, в
школе) как можно более спокойными, общительными и минимально агрессивными
или импульсивными. Кроме того, большинство родителей
хотели бы иметь «беспроблемного» ребенка, чем такого, который требовал бы все их внимание.
Но как раз мальчики
почти никогда не соответствуют образу этого идеального ребенка. Они хотят испытать
свой характер, помериться силой с другими детьми и даже подраться, то есть заняться тем, для чего в эпоху
компьютеров с трудом находится время.
К тому же зачастую мальчики смелее и отважнее девочек и должны
реализовывать свою импульсивность.
Неудивительно, что родители, воспитатели, учителя, врачи и психологи подозревают, прежде всего, у них, а не у
девочек, наличие СГДВ. Но так ли это на самом деле - еще большой вопрос.
Возможно, вместо того, чтобы усматривать в поведении мальчиков какие-то отклонения, стоило бы дать им
возможность удовлетворить их врожденные потребности. К примеру,
следовало бы немного изменить школьные занятия: в строгие предписания, согласно
которым на уроке необходимо сидеть на своем месте, можно было бы внести некоторые послабления и
разрешить детям двигаться, дать им возможность подойти к окну или ненадолго покинуть классное помещение (разумеется, не мешая при этом другим детям). |