Запоминание младшими дошкольниками картинок до обучения носило
преимущественно непроизвольный характер. В процессе целенаправленного
обучения младшие дошкольники в состоянии овладеть умением осуществлять
классификацию картинок не только в форме практического, но и в форме
речевого действия. Однако классификация остается для четырехлетних детей
сложной деятельностью. Этим объясняется то, что младшие дошкольники
вначале игнорируют, не принимают установку на запоминание и
воспроизведение. Об этом говорят также и особенности их поведения во
время занятий. Так, в ряде случаев дети, осуществив классификацию,
считают свою задачу выполненной и отказываются от воспроизведения.
Задачу запомнить картинки младшие дошкольники нередко сводят только к
тому, чтобы увидеть изображения, без ориентировки на последующее их
воспроизведение. Однако дети вспоминают картинки в ответ на задание,
содержащее игровой элемент. Например: «Что мы спрятали?», «Отгадай,
какую одежду мы спрятали?», «А сейчас, что будем отгадывать?»
В конце обучения Галя Б. (4 г. 1 мес.) на предложение вспомнить,
рассказать, какие картинки она видела, отвечала: «А я не умею», «Никакие
не видела». Но на вопрос: «Какие картинки тебе больше всего
понравились?» — стала правильно воспроизводить: «Троллейбус, трактор,
пожарная машина». — «А еще какие?» — «Рыбка золотая, щука, усатый сом».
Требование вспомнить, предъявляемое в форме учебного задания для
четырехлетних детей, не имело близкого для них смысла и потому не
побуждало их к воспроизведению. Вместе с тем эти факты говорят о том,
что произвольные процессы памяти у маленьких детей развиты еще очень
слабо, они не умеют управлять процессами запоминания и воспроизведения, и
влияние мотива здесь сказывается в том, что в одной ситуации материал
как бы сам вспоминается, а в другой — не воспроизводится.
Не умея руководить своими процессами памяти и контролировать себя при
осуществлении классификации, дети не используют названия групп в
качестве опорных пунктов. Поведение детей во время занятий очень различно: иногда, удерживая в
процессе классификации названия выделенных групп, дети не могут
вспомнить ни одной картинки из них, иногда же наоборот, будучи не в
состоянии повторить названия группы после классификации, правильно
перечисляли картинки по группам.
Таня М. (3 г. 10 мес.) при знакомстве с материалом называет все
картинки подряд, указывая на каждую из них пальцем. Руководя восприятием
ребенка, воспитатель спрашивает: «А что это?», «А это?», «Про что ты
сейчас будешь запоминать картинки?» — «Про животных». — «Каких животных
ты запомнишь?» — «Корова, поросенок, козлик». — «Какую группу ты
запомнила?» — «Животных». — «Другую группу запоминай». — «Животные
здесь. Еда — колбаса, сыр, хлеб». — «Какие группы ты запомнила?» —
«Животных и кушанье».
Характерно в этом примере то, что самостоятельно назвав группы
«животные» и «еда», правильно объединив относившиеся к ним картинки
(классификация осуществлялась в форме речевого действия), Таня не могла
перечислить эти картинки при воспроизведении.
Другой пример.
Галя Б. (4 г. 1 мес.) называет картинки самостоятельно. «Про что ты
первую группу предметов будешь запоминать?» — «Про куклу, про гуся» (они
лежат рядом). — «Поищи получше, с чем вместе ты будешь куклу
запоминать?» — «Юла, пирамидка». — «Какую группу ты запомнила, как она
называется?» — «Игрушки». — «Какие картинки ты запомнила?» — «А я не
видела, какие картинки были. Про бидон расскажу, больше ни про кого.
Таз, бидон больше ничего не знаю». - «А еще какие картинки?» —
«Животные». - «Расскажи про птиц». — «Петух, курица, гусь». — «А еще
какие?» — «Не знаю». — «А про ягоды?» — «Смородина». «А еще?» —
«Крыжовник». — «А еще?» - «Рябина». - «А игрушки?» — «Кукла, юла,
пирамидка».
Чаще наблюдаются случаи, когда дети воспроизводят материал по группам, но названия групп не запоминают. Вадик К. (3 г 9 мес.) так воспроизводил картинки: «Самолет, корабль и
...» (Пауза.) «О других картинках расскажи» - «Мак, сирень и
колокольчик». «А еще какие?» — «Забыл» — «О машинах, о цветах ты
рассказал, о чем еще осталось?» — «Забыл» — «А елочные игрушки?» — «Дед
мороз, бусики и шарик».
Ребенок припомнил 10 картинок из 12, причем вспоминал их по группам, но названия групп не запомнил.
Вместе с тем в процессе обучения по мере овладения детьми
классификацией и обогащения их опыта в запоминании и воспроизведении у
младших дошкольников возникают элементы самоконтроля и произвольности в
деятельности их памяти.
Виталик М. (3 г 11 мес.) на одном из занятий, разложив картинки по
группам и выстроив их по рядам, начинает вспоминать названия групп «А
это как называется?» — спрашивает он, указывая на второй ряд. Затем
самостоятельно вспоминает названия трех групп из четырех.
Ира. Р (4 г.) в последнем упражнении быстро перечисляет названия всех
групп. «Игрушки, кушанья, одежда и бабочки летают». В некоторых случаях
у Иры обнаруживается стремление к использованию воспроизведения в целях
лучшего запоминания В одном из них Ира вспомнила 7 картинок из 9, забыв
2 картинки с изображением одежды. После того как они были показаны
девочке, Ира, посмотрев на них и затем закрыв картинки, говорит «Сейчас
скажу. Это здесь штаны, здесь рубашка, а здесь юбка».
Эти примеры говорят о том, что в процессе обучения классификации
младшие дошкольники начинают проявлять стремление запомнить — вспомнить,
опираться в некоторой степени на группировку при запоминании, начинают
контролировать процессы своей памяти; у них появляются элементы
произвольной логической памяти. Но эти ростки нового занимают в
деятельности детей младшего дошкольного возраста еще незначительное
место.
Интересно проанализировать поведение младших дошкольников на особом
занятии — в упражнении с таблицей. На этом занятии каждому ребенку на 3
минуты предъявлялась таблица с изображением 26 различных предметов,
которые могли быть объединены в 6 групп (животные, одежда, мебель,
игрушки, посуда, овощи). Разбросанность друг от друга картинок, разное
их количество в группах, большее по сравнению с обучающими упражнениями
количество групп — все это создает для детей новые трудности. Здесь от
детей требуется значительно больше самостоятельности в осуществлении
группировки и в запоминании. В начале занятия младшим дошкольникам подсказывался способ
запоминания: «Ты поищи, какие картинки друг к другу подходят, подумай,
как группу можно назвать, и по группам запоминай». В дальнейшем
вмешательство взрослого в процессе классификации было минимальным. Лишь
иногда воспитатель напоминал некоторым детям, что следует запоминать
картинки по группам, или побуждал их к деятельности словами: «Другие
запоминай». И т. д.
В данной ситуации дети запомнили в среднем по 12 картинок из 26. При
этом выявились большие индивидуальные различия. Одни дети, найдя
несколько групп картинок, но не назвав их, начинали затем просто
перечислять элементы материала без их классификации, другие, обнаружив
заметные успехи в овладении классификацией, не умели использовать ее для
запоминания, некоторые дети показали умение самостоятельно осуществлять
группировку картинок и запоминать их в этих сложных для них условиях.
Приведем пример того, как проходила классификация картинок у Вити С.
(3 г. 11 мес): «Белка, заяц, еж, лиса, лягушка — животные. Платье,
пальто, варежки, носки — одежда. Стол, стул, табуретка...» — мальчик
далее испытывает затруднение в обозначении группы, и это мешает ему
продолжать классификацию. «Мебель», — помогает ему воспитатель. —
«Диван... Капуста... Капуста, редиска, репа — кушанье... Пирамидка, мяч,
кубики, морковка». — «Морковка к кушанью относится, да?» — «Да, а это
играть. Кастрюля, кружка чайник, ведро — посуда». — «Все запомнил?» —
«Да». (Две картинки Витей были не названы.) Воспроизводя картинки, Витя
самостоятельно перечислил 12 и дополнительно после называния
воспитателем группы вспомнил 6 картинок, т. е. воспроизвел всего 18
картинок.
До обучения Витя не умел даже назвать по порядку предложенные ему
картинки, был так же беспомощен в отношении классификации, как и другие
дети, и запомнил всего 5 картинок из 12.
Такой же результат воспроизведения — 18 картинок — был получен и у
Вадика К. (3 г. 10 мес), хотя самостоятельно он вспомнил 9 картинок, т.
е. несколько меньше, чем Витя С. Важно отметить, что из-за болезни
Вадика занятие с таблицей проводилось с ним через 20 дней после
окончания обучения. Следовательно, приобретенные умения ребенком не были
утрачены. На первом занятии Вадик запомнил всего лишь 3 картинки. Таким образом, результаты обучения говорят, во-первых, о зависимости
запоминания детьми материала от овладения ими классификацией и,
во-вторых, о больших возможностях целенаправленного формирования даже у
младших дошкольников умения группировать материал и благодаря этому
непроизвольно запоминать его. Вместе с тем у детей младшего дошкольного
возраста в процессе целенаправленного обучения уже возникают элементы
произвольного логического запоминания. |