Проанализировав причины детской лжи, нетрудно увидеть,
что ложь является результатом неблагополучных отношений ребенка с
окружающим его миром.
Конечно, иногда дети используют обман не только для
того, чтобы защитить себя или кого-то еще, почувствовать свою силу,
приукрасить собственные достоинства, возвыситься над окружающими
(особенно взрослыми), но и чтобы повеселить их. Наверное, это самый
невинный и безопасный вид обмана, потому что цели, преследуемые
ребенком, не корыстны. Такой обман чаще всего встречается у детей с
буйной фантазией. В таких случаях вымысел столь очевиден, что это
понимают и ребенок, и взрослый, но подыгрывают друг другу. Но все-таки
чаще всего ложь — это реакция ребенка на травмирующие обстоятельства.
Помните: ложь — это всегда сигнал о том, что у ребенка есть проблемы.
Как же вести себя родителям с уличенным во лжи
ребенком? Большинство психологов склоняются к мнению, что самое
эффективное средство борьбы с детской ложью — это построение
доверительных отношений в семье, основанных на взаимном уважении. Но
это, так сказать, профилактика, а как быть с уже совравшим ребенком?
Первое, что необходимо сделать, — это, как мы уже говорили, задуматься о
причинах такого его поведения. Затем, естественно, надо постараться
устранить то. что побуждает ребенка Ко лжи. А все это можно сделать
только в тесном контакте с ним. Психологи рекомендуют начать с
разговора «по душам». Он полезен и В ситуации, когда вы только
подозреваете, что ребенок вам соврал, и когда у вас есть все
доказательства его лжи.
Алан Фромм рекомендует сказать ребенку следующее:
«Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от
меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то
виноват.
Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать».
Ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и
угроз. Если поступок ребенка вывел вас из равновесия, то сначала
придите в себя, остыньте и только потом приступайте к обсуждению
случившегося. В редких случаях требуется ваша немедленная реакция,
обычно разговор можно отложить до того, как все эмоции улягутся. Начав с
агрессивных обвинений в адрес ребенка, мы рискуем лишь усилить его
потребность лгать. Он почувствует себя менее уверенно и будет еще
сильнее стремиться избежать упреков и наказаний или стараться заслужить
похвалу с помощью лжи. Из-за грубого обращения ребенок может
почувствовать по отношению к вам враждебность, а это чувство отнюдь не
способствует установлению доверительных отношений.
Никогда не занимайтесь воспитанием «под горячую руку»!
Ничто так не ранит детскую душу, как
несправедливость. В моем детстве был показательный случай. Стоя перед
кассой в магазине, я выронила из кошелька пять копеек (в то время это
одна поездка на метро, а если добавить еще столько же — порция
мороженого). Пятачок закатился под кассу, и кассирша его подняла. Я
попросила ее вернуть мне мой пятачок, на что она ответила, что пять
копеек выпали у нее из кассы. Я пыталась что-то объяснить, показывала
порванный кошелек, считала оставшиеся деньги, но все было бесполезно.
Кассирша просто сказала; «Зачем ты врешь, это мои деньги». Этой фразы
было достаточно для того, чтобы дома я разрыдалась и долго не могла
успокоиться, Мне было не столько жалко денег (солидной для меня суммы),
сколько обидно, что меня несправедливо обвинили во лжи. Не помню, как
меня успокаивала мама, кажется, она объясняла, что среди взрослых
встречаются нечестные люди, но обида мне запомнилась, как видно,
надолго.
Помните: сколь очевидной ни казалась бы вина ребенка, всегда остается вероятность несправедливого обвинения.
Американский психолог Пол Экман, автор книги «Почему
дети лгут?», рекомендует заранее договориться с ребенком о взаимном
доверительном отношении: «В наших отношениях нет ничего важнее, чем
доверие. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится,
не бойся сказать мне об этом. Можешь лишний раз напомнить мне, что не
надо слишком сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой
поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость
сказать правду».
Надеюсь, излишне напоминать, что данное ребенку
обещание необходимо сдержать, каким бы ужасным, на ваш взгляд, ни был
его поступок.
Из всех воспитательных мероприятий по развитию
честности и порядочности самое действенное — личный пример. Родители
должны быть честны даже в мелочах.
Также необходимо подготовить ребенка к тому что вне
семьи он может встретиться с неискренностью и ложью. Подобный опыт в
первый раз воспринимается ребенком очень болезненно. Обмануть его могут
не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как
он привык им доверять. Вспомните рассказ В. Драгунского «Старый
мореход», в котором знакомая Денискиных родителей сначала пообещала
маленькому Дениске, что возьмет его с собой на дачу, а затем — что
подарит ему настоящую саблю. Ничего из обещанного она, конечно, не
исполнила. Но как ждал ее Дениска, как недоумевал, почему она не
приходит, и как сложно было родителям объяснить ему происходящее.
Следует в доверительной беседе объяснить ребенку, что среди людей, к
сожалению, часто встречаются и безответственные, и неискренние. Обсудите
с ним причины людской лжи, научите остерегаться таких людей. В будущем
эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников.
Разбирайте с ребенком ситуации из жизни или примеры
из книг, когда использование лжи не приносило людям ничего хорошего,
анализируйте причины, побудившие человека сказать неправду. Особое
внимание ребенка обратите на возможность обходиться в затруднительных
ситуациях без помощи лжи. Например, для маленьких детей очень
показательным является рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным»,
Дениска терпеть не мог манную кашу. Чтобы заслужить
обещанную прогулку в Кремль, он вылил кашу в окно, а маме сказал, что
съел ее. Но через некоторое время к ним домой пришли милиционер и
облитый кашей гражданин, и Денискин обман раскрылся. Обсудите с ребенком
описанные события. Не надо много морализировать на эту тему, Дети
рационалисты, им необходимо показать на конкретных примерах, как надо
себя вести, и почему, и что будет в противном случае. Расскажите ребенку
известную притчу про мальчика-пастуха, дважды поднявшего ложную
тревогу. Односельчане перестали ему доверять, и, когда на него
действительно напали волки, на помощь никто не пришел. Она наглядно
демонстрирует, чего может стоить обманутое доверие окружающих,
В своем общении с ребенком старайтесь объяснять ему
как можно больше из происходящего вокруг, пояснять мотивы поступков
окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы
обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним, рассказав о причинах
случившегося.
Обманув доверие ребенка, мы не только можем
лишиться его откровенности, но и рискуем спровоцировать его на лживое
поведение. Он может захотеть отплатить нам той же монетой.
Покажите пример ироничного отношения к некоторым
неудачам и происшествиям. Это научит ребенка находить выход из
затруднительной ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора. В книге
Сецуко Ханиих (японские сказки) «Бонза и маленький послушник» я
обнаружила очень забавный способ признаваться в содеянном. (Бонза —
буддийский монах, а послушник — его маленький ученик. Обычно в учение
отдавали мальчиков, достигших семи лет.)
ФАРФОРОВЫЙ КУВШИН
Однажды бонзу позвали в деревню, и послушник
остался один. Он подвязал рукава, чтобы не мешали, повязал голову
полотенцем и принялся за уборку. Во время уборки он нечаянно задел рукой
фарфоровый кувшин — кувшин упал и разбился. Бонзе очень нравился этот
кувшин, и он берег его.
«Вот беда! — подумал послушник. — Как тут быть?» Но ничего не поделаешь. Задумался послушник, как ему извиниться перед бонзой.
Вскоре вернулся бонза. Послушник вежливо встретил его у входа и проводил в покой.
— Учитель! Давайте учить святые законы.
Надо сказать, что все учение святых законов
состояло в том, что кто-нибудь начинал из буддийского святого писания
фразу, а другой должен был ее закончить. Обычно послушник очень неохотно
занимался святыми законами, даже если ему и напоминали об этом, а
сегодня вдруг сам вспомнил! Бота, обрадовался и сказал:
— Что ж, я готов. Ну, начинай.
И вот послушник начал торжественным голосом:
— Все погибшее...
— ...не вернется! — закончил назидательно бонза. Тут послушник добавил еще более торжественно:
— И этот кувшин тоже!
С этими словами он положил перед бонзой осколки
кувшина. Бонза не выдержал и рассмеялся. Говорят, он даже не рассердился
на послушника и простил его.
Я думаю, что комментарии здесь не нужны.
Кстати, необычное поведение вашего ребенка может
служить сигналом: он что-то натворил. Но не спешите проверять свои
подозрения и не допытывайтесь, что случилось. Возможно, ребенок сам ищет
подходящий момент, чтобы все вам рассказать. Не форсируйте
События, а лучше постарайтесь ему помочь, расположите его к откровенности.
Помните, что ребенок приукрашивает свои успехи, скрывает свои промахи, когда чувствует себя неуверенно.
Если дети будут уверены в пашей любви и в пашем
добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду Будьте
внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их
жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно
просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может
рассчитывать на ваше внимание и помощь. |