Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к
исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правила
посредством "внушений”, то личностно ориентированная модель
взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной
трактовки процессов воспитания: воспитывать— значит приобщать ребенка к
миру человеческих ценностей.
К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.
Отношение к природе. Здесь ребенок приобретает начальный опыт
приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них
познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя
первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами
неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом;
вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.
Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к
природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство
природы.
Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность
явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому,
чувствует -свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и
одушевляет их.
Условие формирования этих ценностей — любознательность ребенка,
которая может быть направлена взрослым к объектам, все более и более
сложным и разнообразным.
Взрослый вовлекает ребенка в область своих переживаний по поводу
красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону
совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому
ребенку почувствовать себя "ответственным лицом”, причастным к
происходящему.
В результате формируются начала экологического сознания.
Отношение к "рукотворному миру”. Здесь формируются следующие ценности.
Познавательные ценности: у ребенка пробуждается потребность в новых
знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что
известно другим;
перед ним приоткрывается значимость учения.
Ценности преобразования: возникает стремление самому сделать то, что
доступно другому, и создать нечто новое, оригинальное, творить.
Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты,
совершенства созданных человеком вещей, творений искусства, возникает
чувство уважения к мастерству.
Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра, общение с искусством.
Формируются начала духовности как свойства сознания.
Отношение к явлениям общественной жизни (отношение к другим людям). Представлено следующими ценностями.
Познавательные ценности: у ребенка появляется социальная ориентация
на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние,
отношение к действию другого как поступку. Формируется интерес к
событиям общественной жизни в стране, в родном городе. Складывается все
более полное понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками,
развивается социальное мышление.
Ценности преобразования: ребенок стремится воздействовать на
окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и помогать
им; передавать свои знания, опыт другому.
Ценности переживания: ребенок замечает, что рядом с ним люди, такие же, как и он, и в то же время отличные от него;
рождается чувство значимости другого;
переживания приобретают личностную окрашенность; на основе сопереживания рождается сочувствие и сорадость.
Формируются начала нравственного сознания.
Отношение к. самому себе. Представлено следующими ценностями.
Познавательные ценности: открытие своего "я”; ребенок выделяет себя
из мира. Он начинает осознавать, что непохож на других. В то же время
возникает интерес к своей жизни (биография) и жизни близких.
Пробуждаются первые представления о Родине, о будущем, возникает
отношение к жизни и смерти, к бессмертию.
Ценности преобразования: на основе потребности в признании возникает стремление действовать "как все”.
Ценности переживания: чувство физической и психологической
защищенности; полнота разнообразных чувств, раскованность, ощущение
собственного тела и владения им;
наслаждение игрой как проявлением духовных и физических сил.
Формируются начала самосознания личности. |