Дети 5 лет значительно быстрее и легче осваивают классификацию, чем
дети младшего дошкольного возраста, хотя вначале они также недостаточно
хорошо группируют картинки по содержанию. Особенно легко овладевают они
операцией отнесения, т. е. умением относить картинки к заданным им
группам.
Большее количество ошибок допускают дети в упражнениях, требующих
самостоятельного обобщения, самостоятельного выделения групп. Вначале
деятельность детей характеризуется постепенным поэлементным созданием
группы: к первому выбранному предмету ребенок ищет второй, сходный с
первым (который подходит), затем продолжает поиск дальше, по выбранной
им картинке. Многие дети выполняют задание молча, результат выражают в
практическом действии по объединению сходных картинок. Иногда же этот
процесс соотнесения ребенок выражает в речи.
Например, Толя П. (5 л.) на первом занятии по самостоятельному
обобщению объединяет в одну группу панаму и сахар. После указания на
ошибку Толя продолжает искать сходные с панамой картинки следующим
образом: «Зимняя шапка. Сухари, я думаю, не подходят. Мороженое не
подходит». Затем восклицает радостно: «А! Фуражка подходит!»
Иногда в процессе даже такого развернутого поиска ребенок допускает ошибки в соотнесении.
Тот же Толя П. в другом упражнении рассуждает так: «Сапоги, валенки.
Пирамидка не подходит. Подходит», — кладет ее к обуви. Но на замечание
воспитателя о том, что он не надевает пирамидку на ноги, быстро
откладывает ее в сторону и в итоге правильно присоединяет к выделенной
обуви сандалии.
Ошибки в соотнесении наблюдаются главным образом у детей младшего и
среднего дошкольного возраста. Осуществляя классификацию, дети иногда
забывают, какую группу они ищут, и начинают объединять рядом лежащие
картинки. Иногда, не найдя всех картинок одной группы, ребенок переходит
к созданию следующей группы. Это нарушение порядка классификации
объясняется неумением ребенка планировать свою деятельность и в
достаточной степени анализировать весь предложенный ему материал. В
некоторых случаях причиной ошибок в соотнесении является стремление
детей объединять картинки на основании близких детям жизненных ситуаций.
Так, в одном из упражнений ребенок объединяет в одну группу стул, стол и
кружку, хотя на предложенных ему картинках были нарисованы кровать и
различная посуда. В процессе обучения дети среднего дошкольного возраста успешно
преодолевают возникающие перед ними трудности, связанные с
самостоятельным нахождением общих признаков в изображенных на картинках
предметах, и вскоре уже все безошибочно раскладывают картинки по
группам.
Научившись осуществлять классификацию практически, дети среднего
дошкольного возраста легко справляются с группировкой и в речевой форме,
а затем овладевают классификацией и как умственным действием. Группируя
картинки в уме, они допускают ошибки, которые возникают в тех случаях,
когда увеличивается количество материала для классификации. К концу
обучения все дети классифицируют предметы правильно.
Овладение детьми среднего дошкольного возраста классификацией
сопровождается значительным ростом самостоятельности детей в
осуществлении действия.
Наташа И. (5 л. 1 мес.) вначале все предложенные ей для
самостоятельной классификации 12 картинок разложила по кругу, не
производя группировки по содержанию. В конце обучения, в семнадцатом
упражнении Наташа классифицировала лежащие перед ней вразбивку 15
картинок уже следующим образом: «Какие ты будешь запоминать группы?» —
«Животные (птицы), еда, посуда, деревья и игрушки» (музыкальные
инструменты) — «Какую ты первую группу будешь запоминать и какие
картинки?» - «Животные петух, утка и индюк» «А теперь какую?» — «Еда:
конфеты, хлеб баранки»
Саша С. (5 л 8 мес.) до обучения, несмотря на наводящие вопросы
воспитателя, не смог произвести группировку. На четырнадцатом занятии он
без труда смог найти группы сходных картинок и самостоятельно назвать
их. «Инструменты, животные, игрушки (игры), рыба, одежда» Затем, называя
вновь после вопросов педагога каждую из групп, поочередно перечисляет
их: «Молоток, пила, клещи; жираф, лев и слон; сом, щука и золотая рыбка;
шашки, домино и кубики; чулки, майка, рубашка». И Наташа и Саша
запомнили в этих примерах все 15 картинок. |