Часть 1. Как устроено внимание
Что такое внимание?
«Без внимания для духа ничего нет…
внимание образует поэтому начало образования».
Гегель
«Будь внимательнее!» – эта магическая фраза знакома всем с детства и сопровождает нас на протяжении всей жизни. А как это – «быть внимательным», и что же такое внимание, каким оно бывает? Давайте попробуем вместе разобраться во всех тонкостях этих вопросов.
...
Внимание – это психическое состояние человека, выраженное в сосредоточенности на чем-то. Внимание выражает отношение человека к определенному объекту.
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его. Когда мы заняты своими мыслями, то не слышим разговоров, которые ведутся рядом с нами, хотя звуки голосов доходят до нашего слухового аппарата. И, напротив, если глубоко сосредоточиться, то мы замечаем все детали и подробности предмета, на который направлено наше внимание.
В каждый отдельный момент времени нас окружает множество раздражителей: звуки, свет, ощущения, мысли и т. д. Благодаря вниманию в наш мозг поступает ровно столько информации из внешнего мира, сколько нам нужно. Если бы не существовало такого своеобразного «фильтра», как внимание, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Из всего многообразия воздействий наше сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для нас наиболее важными и значимыми, а все остальные раздражители в этот момент не замечаются, действие их тормозится. По сути, это и есть процесс внимания.
...
Внимание – это избирательная направленность на объект и сосредоточенность на нем, процесс, который поддерживает контроль за четким и организованным протеканием психологической деятельности.
Очень образно о внимании сказал К. Д. Ушинский: «Внимание – это та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Легко представить, что если эта «дверь» закрыта, то ни о памяти, ни о мышлении, ни о каких других процессах не может быть и речи. Поэтому и любое обучение начинается прежде всего с внимания.
Этот процесс является основой любой интеллектуальной деятельности. Своего особого содержания внимание не имеет, но является стороной всех познавательных процессов, проявляясь внутри восприятия, мышления, памяти и др. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем, запоминаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов. Внимание может быть направлено как на объекты внешнего мира, так и на собственную внутреннюю жизнь.
Виды внимания
Какое же оно бывает, внимание? По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Некоторые специалисты выделяют еще один вид внимания, названный Н. Ф. Добрыниным послепроизволъным.
...
Непроизвольное (непреднамеренное) внимание устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.
Непроизвольное внимание – это первичная форма внимания, которая возникает под действием как внешних, так и внутренних факторов.
К внешним факторам можно отнести сильный звук, яркий свет, острый запах и т. д. Например, работая, мы можем и не замечать небольшого шума в комнате, но если вдруг неожиданно раздастся громкий звук, он непроизвольно привлечет наше внимание. Среди внешних причин непроизвольного внимания большую роль играет сила или интенсивность раздражителя, обращающего на себя наше внимание. При этом следует учитывать не только абсолютную, но и относительную его силу: соотношение по силе с другими действующими в этот момент раздражителями. Например, звук шагов следующего вслед за вами человека едва ли привлечет к себе внимание днем, зато окажется весьма сильным раздражителем ночью. Особое значение имеет для привлечения внимания и контраст между раздражителями. Среди маленьких предметов наше внимание непроизвольно привлечет большой предмет, среди светлых предметов – темный и т. п.
Новизна, необычность раздражителя также относится к внешним факторам, являясь одной из наиболее важных особенностей, вызывающей пробуждение непроизвольного внимания. Существует абсолютная новизна (в этом случае раздражитель никогда не был в нашем опыте) и относительная новизна (необычное сочетание знакомых нам раздражителей). Все необычное, пульсирующее, движущееся обращает на себя наше внимание. На этих закономерностях непроизвольного внимания построена реклама и средства наглядной пропаганды.
В случае воздействия внутренних факторов внимание человека привлекает к себе все то, что имеет для него постоянную или временную значимость, соответствует внутреннему состоянию и имеющимся у него потребностям. К таким факторам относят интересы, потребности, чувства, прежний опыт, профессиональные навыки и т. п. Например, под действием внутренних факторов наше внимание привлечет тихий звук значимого для нас разговора, а не громко работающий телевизор, тихий голос дорогого человека, а не могучий бас известного певца, вывеска продуктового магазина, а не парикмахерской, если мы голодны.
Направленность личности связана с ее прежним опытом и чувствами, поэтому их также включают в эту группу причин. То, что нам интересно, то, что вызывает у нас эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Такое внимание иногда называют эмоциональным.
Французский психолог Т. Рибо писал, что «характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления. Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный или чистосердечный и глубокий. Красивый солнечный закат привлекает внимание художника, действуя на его эстетическую жилку, тогда как крестьянин в том же закате видит лишь приближение ночи; простые камни вызывают любознательность геолога, между тем как для профана – это только булыжники и ничего более».
Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без сознательных волевых усилий, без предварительного намерения, и поддерживается такое внимание независимо от стоящих перед человеком целей. В этих случаях деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Такое внимание характерно для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально, необычно). Этот вид внимания является основой для дальнейшего развития внимания в целом, поэтому крайне важно опираться на непроизвольное внимание в любом обучающем процессе. Например, ребенок, увлеченный динозаврами, гораздо более внимательно и с большим интересом прочтет текст с историей о вымерших существах, решит задачку, в которой нужно сосчитать, сколько динозавров живет в пещере за рекой и на сколько их больше по сравнению с обитателями пещеры за лесом. А все лишь потому, что все это соответствует интересам ребенка, а значит, в работу подключается непроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание есть и у животных, но вот произвольное внимание возможно только у человека. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что ему хочется и само по себе интересно, приятно и занимательно, но и тем, что необходимо. И вот в этом случае к нам на помощь приходит произвольное внимание.
...
Произвольное (преднамеренное) внимание – это сознательно направляемое и регулируемое внимание, связанное с волевым усилием и сознательно поставленной целью.
Это как раз тот самый вид внимания, который все мы взрослые – родители, учителя и психологи – так хотим сформировать и развить у ребенка.
Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направлено внимание, сам по себе его не привлекает. Оно развивается к школьному возрасту и является одним из критериев готовности ребенка к школе.
При всем различии произвольного и непроизвольного внимания разрывать и противопоставлять их нельзя. Первое развивается из второго, сформировать произвольное внимание на пустом месте невозможно, основой для его формирования являются интересы, увлечения, желания ребенка.
...
К нам в Центр родители привели мальчика Ваню М., (6 лет) с жалобами на то, что ребенок не может сосредоточенно выполнять задания, задаваемые учителем на курсах по подготовке к школе, не хочет заниматься, не старается писать, часто отвлекается. В процессе обследования выяснилось, что ребенка начали «готовить к школе» чуть ли не с трех лет, совершенно позабыв об игровом периоде развития, в котором в том числе формируются интересы и увлечения ребенка. В результате у Вани нет любимого мультика, любимой игрушки, он не знает, как играть в прятки и т. п. В случае с Ваней начальный этап коррекционно-развивающих занятий предполагает не работу над произвольным вниманием, а создание предпосылок для его формирования – создание игровой среды, способствующей формированию интересов ребенка.
Как мы уже отмечали выше, основные виды внимания – непроизвольное и произвольное – тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Наверное, каждый испытывал эти взаимные переходы на себе. Например, когда ребенок начинает читать книгу, прилагая для этого волевое усилие, потому что «задали и надо читать», но в процессе чтения книга становится настолько интересной и захватывающей, что необходимость в волевом усилии для поддержания внимания отпадает сама собой. В результате чтение становится увлекательным и интересным занятием, появляются увлеченность, вдохновение, которые снимают волевое напряжение. Таким образом, произвольное внимание переходит в так называемое послепроизвольное, в ходе которого сознательное выполнение какой-либо деятельности настолько поглощает и заинтересовывает человека, что не требует волевых усилий. Это состояние может длиться часами, и человек от него не устает. С произвольным оно сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным – отсутствием усилий для его сохранения. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.
В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания. Это единство и взаимопереход видов внимания необходимо использовать в педагогическом процессе. С одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное, с другой – формируя интересы ребенка, делая интересной саму учебную деятельность, переводить произвольное внимание снова в непроизвольное.
Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в преобладании тех или иных свойств внимания.
Свойства внимания
Как уже отмечалось выше, внимание осуществляет связь нашего сознания с определенным объектом, сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности и определяют основные свойства внимания: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение, избирательность и объем внимания. Остановимся на более подробном описании каждого свойства внимания.
...
Устойчивость – это временная характеристика внимания, которая определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания на одном и том же объекте.
Устойчивость подразумевает сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии. Показателем устойчивости является высокая продуктивность деятельности в течение некоторого промежутка времени.
Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это так называемые колебания внимания.
Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете новые стороны и связи. Сосредоточение внимания – это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим, непрерывно совершенствующимся процессом, цель которого состоит в получении наиболее полного образа объекта познания.
Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, благодаря чему внимание длительное время остается устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется.
...
Концентрация – это степень сосредоточенности на одном и том же предмете или объекте деятельности.
В случае хорошей концентрации внимания посторонние раздражители не могут отвлечь человека от той деятельности, того предмета, которым он поглощен.
Это свойство внимания дает ребенку возможность, например, слушать учителя на уроке, не отвлекаясь на шум за окном или в классе.
...
Распределение – возможность разделить внимание на несколько фокусов, одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.
Именно эта способность позволяет нам совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вы, наверное, слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать несколько не связанных между собой дел одинаково хорошо, например, читать, диктовать послание, обсуждать государственные дела. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.
Распределение внимания между разными видами деятельности зависит от того, насколько связаны друг с другом различные объекты, между которыми необходимо распределять внимание, и от того, насколько автоматизированы эти виды деятельности. Взрослый человек, например, спокойно может писать и одновременно слушать собеседника, потому что процесс письма – уже достаточно автоматизированный вид деятельности, тогда как у ребенка, только учащегося писать, он поглощает все внимание. Невозможно одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.
Каждому из нас, наверное, приходилось одновременно слушать музыку и работать за компьютером, во время просмотра телевизора готовить ужин и т. д. Случалось при этом, отвлекшись на что-нибудь одно, неправильно сделать другое: разговаривая по телефону, налить чай не в чашку, а в сахарницу.
Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.
...
Переключение – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Это свойство внимания позволяет, например, ребенку в школе переключаться с восприятия русского языка на математику, с интересной игры на перемене – на учебную деятельность на уроке.
Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую. Быстрота и легкость переключения зависят от индивидуальных особенностей каждого человека и от целого ряда внешних условий. Например, чем интереснее предстоящая деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу качеств, которые можно вполне успешно развивать.
Еще один яркий пример – это так называемая «рассеянность ученых», которая является выражением максимальной собранности и сосредоточенности на предмете своих мыслей и слабой переключаемости на житейские мелочи.
...
Объем – количество независимых друг от друга объектов, которые охватывает внимание одновременно.
Данное свойство является изменчивой величиной и зависит от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, а также от умения человека осмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объема внимания учащихся.
Показателем объема внимания является число ясно воспринимаемых человеком предметов. Численная характеристика среднего объема внимания взрослого человека -5-7 единиц информации.
От объема внимания зависит, например, способность ребенка при чтении увидеть не несколько букв, а целое слово, при счете удерживать во внимании достаточное количество цифр.
...
Избирательность – выделение объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности.
Количественным параметром избирательности внимания считается, например, скорость осуществления выбора стимула из множества других, а качественным – точность, то есть степень соответствия результатов выбора исходной цели.
Особенности развития внимания в детском возрасте
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. Самые первые проявления сосредоточенности младенца фиксируются на 10-12-й день его жизни. К концу первого месяца жизни ребенок уже может следить в течение нескольких секунд за ярким, блестящим предметом, движущимся на расстоянии около метра от его глаз.
В первые месяцы жизни для ребенка характерно только непроизвольное внимание. Начиная с 2-3-мясячного возраста восприятие новых стимулов вызывает характерный комплекс оживления. С течением времени и ростом малыша процесс внимания становится все более сложным и многообразным. Он непосредственно связан с развитием двигательной сферы. Это происходит параллельно с расширением пространства, которое может быть доступно ребенку с помощью ползания, а затем уже – прямохождения. Вместе с нарастанием активности ребенка и усложнений его предметных действий возрастает и устойчивость внимания. Появляются задатки произвольного внимания, когда взрослый, указывая ребенку на предмет, помогает ему выделить данный предмет среди других.
В дошкольном возрасте большую роль в привлечении внимания ребенка играют эмоционально значимые стимулы. В старшем дошкольном возрасте, несмотря на преобладание роли эмоциональных стимулов, существенно начинает возрастать способность связывать любую деятельность с речевой инструкцией.
У детей старшего дошкольного возраста непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослого, а затем, по мере овладения речью, – в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Произвольное внимание, прежде всего, опирается на внутреннюю речь. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Например, дети старшего дошкольного возраста, выполняя задание по инструкции взрослого, проговаривают инструкцию в 10–12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Данный факт объясняется общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка старшего дошкольного возраста. По мере роста ребенка прогрессирует по различным характеристикам и внимание, развиваются его свойства.
Итак, в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, но уже примерно к шести годам можно наблюдать постепенное развитие произвольного и послепроизволъного внимания, ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным.
В младшем школьном возрасте внимание становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей.
В формировании внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. В младшем дошкольном возрасте будущему ученику становится доступно внимательное рассмотрение и достаточно ясное восприятие последовательно двух-четырех объектов. Результат улучшается, если взрослый комментирует изображения, сравнивает их, ищет причинно-следственные связи между изображениями, привлекает к этому процессу ребенка. К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, но и изменяется круг предметов, которые привлекают его внимание. Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте – внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать что-то иное. Тем не менее объем внимания младшего школьника пока остается меньше, чем у взрослого человека.
Как правило, с возрастом увеличивается и устойчивость внимания. Это проявляется, например, в увеличивающейся продолжительности детских игр. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30–50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия, и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Также отмечается тот факт, что старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). При организации обучения детей шести лет важно учитывать и тот факт, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10–15 минут. Важно помнить и то, что в устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей, например, особенности темперамента.
В дошкольном возрасте чаще всего сила сосредоточения (концентрация внимания) у детей еще невелика, так же как переключение и распределение внимания, которые крайне необходимо развивать для дальнейшего успешного обучения. К окончанию начальной школы (к 3–4 классу) все свойства внимания у детей становятся почти такими же, как и у взрослого человека. Считается, что переключение внимания в этом возрасте у детей даже выше, чем в среднем у взрослого человека. Это связано с молодостью организма и большей подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий (Немов Р. С, 2007).
Говоря о возрастных различиях в развитии внимания, нельзя упускать из виду существование индивидуальных различий, и притом весьма значительных. У каждого ребенка процесс развития внимания может проходить по-разному, индивидуально. Но определенно одно: свойства внимания можно и нужно развивать. И главная роль здесь непременно принадлежит взрослому, рядом с которым растет и развивается ребенок.
Поскольку основой непроизвольного внимания служат увлечения, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо, в первую очередь, расширять интересы ребенка. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании (предлагая ребенку только яркий, эмоционально насыщенный материал и избегая всякой скучной работы) ошибочно, так же как и постоянно требовать напряженного произвольного внимания у ребенка, не давая никакой для него опоры. Это даже может быть самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Поэтому в процессе обучения и развития ребенка необходимо:
• использовать непроизвольное внимание;
• содействовать развитию произвольного внимания;
• помнить о единстве и взаимопереходе произвольного и непроизвольного внимания.
Предлагаемые во 2-й части книги игры, задания и упражнения позволят развить такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания у каждого ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
При чем здесь нейропсихология?
Нейропсихология – область психологии, тесно связанная в мировой науке и практике с именем одного из выдающихся отечественных психологов – А. Р. Лурия. Она изучает мозговую организацию психических функций; проще говоря, исследует, какие зоны мозга работают, когда, например, человек решает арифметическую задачу, запоминает, читает книгу, пишет письмо и т. п.
А. Р. Лурия ввел понятие о трех функциональных блоках мозга. Если рассматривать внимание с этой точки зрения, то этот процесс обеспечивается структурами всех трех блоков.
...
Первый блок мозга (энергетический) обеспечивает поддержание коры головного мозга в тонусе, в рабочем состоянии, так как для осуществления любого процесса, в первую очередь, необходима энергия. Вспомните, легко ли быть внимательным в конце рабочего дня, после болезни, долгой кропотливой работы? Когда энергетический фактор ослаблен, это, в первую очередь, отразится на процессе внимания.
Структуры второго блока мозга (информационного) осуществляют непосредственно работу с самой информацией, которую нужно увидеть, услышать или воспринять каким-то другим способом.
Третий блок мозга (блок контроля и регуляции) обеспечивает контроль за четким и правильным протеканием любой деятельности, которая не должна протекать хаотично, необходимы строгий порядок и последовательность.
Чтобы более образно представить работу всех трех блоков, можно сравнить мозг с компьютером.
Первый бок, как блок питания, обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии.
Второй блок – это, по сути, все те операционные системы и программы, которые получают, обрабатывают и сохраняют всю поступающую информацию.
Третий блок обеспечивает контроль над протеканием всех процессов, проверяет, планирует, структурирует. Если есть неполадки хотя бы в одном компоненте, страдает вся система.
При дефицитарной работе хотя бы одного из блоков страдает процесс внимания в целом, и в результате ребенок отвлекается, не может сосредоточиться, делает «глупые» ошибки и т. д.
Нейропсихология может помочь в определении точных причин возникших трудностей.
Какими же бывают нарушения внимания?
Можно выделить три основных фактора, которые ведут за собой трудности, связанные с нарушением внимания.
При несформированности структур первого блока мозга страдает энергетический фактор, что выражается в повышенной утомляемости и отвлекаемости ребенка. Внимание ребенка неустойчивое, сопровождается частыми отвлечениями, ребенок не может долго концентрировать внимание на определенной деятельности, быстро устает. Ребенок не реагирует на просьбу взрослого быть внимательным, так как его нервная система находится в состоянии дефицита и никакие речевые указания извне не помогут этот дефицит преодолеть.
Если вернуться к нашему сравнению мозга с компьютером, то в этом случае страдает «блок питания», подающий электроэнергию ко всем системам и компонентам. Бесполезно усовершенствовать программы, пытаясь улучшить работу компьютера, если у вас в доме перебои с доставкой электроэнергии.
Причинами недостаточной сформированности первого блока мозга могут служить различные патологии беременности и родов, заболевания и травмы, перенесенные ребенком в первый год жизни. О рекомендациях по увеличению и стабилизации уровня энергетики вы можете прочитать во второй части книги.
При несформированности структур второго блока мозга (информационного) нарушения внимания проявляются в виде невнимания к раздражителям определенной модальности. Так, при несформированности затылочной области коры возникают нарушения зрительного внимания, при несформированности височных отделов коры – акустического внимания. В этом случае ребенок, например, хорошо работает с «увиденным» материалом, но испытывает трудности, связанные с вниманием при восприятии информации на слух.
В случае дефицитарной работы структур второго блока страдают процессы восприятия и переработки информации. Ребенку трудно, например, отличить похожие значки или фигурки, найти отличия на картинках (зрительная модальность), услышать и понять инструкцию или рассказ (акустическая модальность).
При несформированности структур третьего блока мозга страдает функция программирования и контроля, так как одной из задач этих отделов является торможение реакции на любые побочные раздражители и сохранение направленного, программированного поведения. В этом случае ребенок, например, начинает выполнять предложенное ему задание, но лишь только в комнату входит другой человек или возникает еще какой-нибудь случайный раздражитель, ребенок тут же перестает выполнять начатое задание и переводит внимание на вошедшего. Эта повышенная отвлекаемость ребенка с недостаточной деятельностью структур третьего блока становится источником нарушений целенаправленного поведения. Ребенку трудно удержать внимание на выполнении одной деятельности, задания выполняются непоследовательно, с большим количеством импульсивных ошибок и отвлечений. Для таких детей характерно лучшее выполнение заданий в присутствии взрослого или под его руководством, так как взрослый в этом случае как бы берет на себя функцию недостаточно сформированных отделов.
Особенности нейропсихологического подхода к развитию внимания у детей
Нейропсихологическая диагностика способна выявить первопричину трудностей, определить как дефицитарный, недостаточно сформированный фактор, так и сильные звенья психического функционирования. Поэтому всегда важно обращаться к специалисту, который, исходя из данных диагностики, сможет квалифицированно организовать коррекционно-развивающую работу с учетом слабых и сильных составляющих познавательной деятельности ребенка.
Нейропсихологический подход дает возможность точного определения причин трудностей, связанных с невнимательностью ребенка, и правильно подобрать меры по их устранению.
Согласитесь, вы же не будете вызывать мастера по ремонту и настройке компьютера, если в квартире отключили электроэнергию. Однако часто, не зная причин, именно так мы и делаем, если это касается внимания ребенка. Вот простой пример.
...
Родители Антона (6,5 года) обратились к специалисту с жалобами на плохое внимание ребенка при выполнении заданий. Чтобы «развить» внимание, родители увеличивали количество заданий, различных развивающих программ, занимаясь с ребенком все больше и больше. Нейропсихологическая диагностика показала, что настоящая при