Задачи: Познакомить детей с земледельческим календарным праздником «Рябинник», используя народные приметы, местные обычаи.
Воспитывать интерес к народной культуре, бережное отношение к природе родного поселка, развивать экологическое сознание.
Активизировать в речи детей запас народных примет, пословиц, поговорок, загадок, частушек, песен, игр.
Совершенствовать связную речь.
Формировать уважительное отношение друг к другу, создать ситуацию благодарности и внимания к близким людям.
Развивать мышление, творческое воображение, эмпативность в проблемных ситуациях, играх.
Развивать эстетический вкус детей на музыкальном песенно-танцевальном творчестве русского народа.
Ход посиделок:
Под русскую народную мелодию дети входят в зал.
Педагог - психолог: Здравствуйте, гости дорогие,
желанные, долгожданные! На осенние посиделки приглашаем вас! Я рада, что
вы пришли на посиделки в мою избу, кланяется: «Хорошему гостю хозяин
рад!». А кто знает, откуда пошло такое приветствие – поклон?
Ребёнок: Входя в избу, каждый должен поклониться
хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить – дверь в избу низкая. А
порог, наоборот, высоким был, чтоб меньше дуло по полу.
Педагог - психолог: У русского народа много разных традиций. Одна из
них – проведение посиделок, которые начинались с Покрова (14 октября), с
середины осени. «До Покрова – осень, за Покровом – зима идёт». «Покров -
начало посиделкам, пряжа льна».
Беседа «Что такое посиделки?
- Это время проведения досуга.
- Себя показать да других посмотреть.
- На посиделки собиралась молодёжь попеть да поплясать.
- Девушки и парни хвалились здесь новыми нарядами.
- На посиделках рассказывали сказки, обменивались пословицами,
поговорками, загадывали загадки, соревновались в уме, находчивости.
- Ткали пряжу, вышивали, украшали узорами головные уборы и рубахи,
вязали кружева, посуду расписывали, плели лапти, корзины и многое другое
делали, что в хозяйстве пригодится.
Педагог - психолог: Верно, все сказали но, добавлю, что посиделки
проходили поочерёдно, в каждой избе, обычно, большой, просторной. Еду,
угощение несли сюда в складчину. Руководила посиделками хозяйка избы –
сегодня ею буду я. «Хозяюшка в дому, что оладушек в меду»
Прошли сельскохозяйственные работы: пахота, посев, косьба, собран
весь урожай, перекопаны огороды – теперь можно и повеселиться. «Кончил
дело – гуляй смело».
Хороводная игра «Хороводная – огородная»
Педагог - психолог: Сегодня и мы, убрав весь урожай с огорода, будем
отмечать праздник русской рябинки, в народе его называют Пётр и Павел -
рябинники. Рябина на Руси считается оберегом, её сажали у дома, вешали
ветки над дверью в дом. Что такое Оберег? Как вы думаете? (от слова
«беречь», «оберегать», бережно охранять, защищать; это предмет, в нашем
случае - дерево рябины, которое нас защищает, оберегает).
- Давайте-ка, и мы тоже повесим веточку рябины над дверьми нашего детского сада, ведь он – наш родной дом.
А еще делали рябиновые бусы, они тоже приносили счастье, предохраняли
детей от сглаза, порчи, исполняли заветное желание. Встанем в круг. Я
буду вам надевать бусы, а вы мне на ушко говорить своё желание.
«Игра с бусами».
А что бы вы пожелали друг другу?
Педагог - психолог: Русский народ берёг родную землю, с нежностью
обращался к кудрявой рябинушке в песнях и стихах. Прочтите ваши любимые
стихи о рябине.
Дети читают:
Ты, рябинушка,
Раскудрявая,
Ты когда взошла?
Когда выросла?
Я весной взошла,
Летом выросла.
По зарям цвела,
Солнцем вызрела.
С вечера мою рябину дождичком мочило,
Со полуночи рябину ветром обдувает.
Ветер дует, солнце греет,
А моя рябинушка алеет.
Педагог - психолог: В старину говорили «С песней дело спорится». Будем кругом ходить – хороводы водить.
Хоровод «Рябинушка».
Педагог - психолог: На Руси после первых заморозков ягоды рябины
становились более сладкими. Крестьянский праздник «Пётр и Павел –
рябинники» - это День сбора рябины.
А какие приметы, связанные с рябиной вы знаете?
Приметы про рябину:
«Поздний расцвет рябины — к долгой осени»
«Если рябины в лесу много – осень будет дождливой, если же мало – сухой»
«Много ягод на рябине предвещает строгую зиму»
«Если на рябине листья завянут и останутся на зиму, то будут сильные морозы»
Педагог - психолог: А вы знаете,
что, собирая ягоды рябины, на каждом дереве оставляли часть ягод.
Почему? Для кого? (для птиц, чтобы в морозы они питались ягодами).
Давайте, отправимся в лес, где послушаем, как поют лесные птицы и
шепчутся деревья.
Закрыли глаза, представьте, вы в лесу. (Запись «Голоса птиц в лесу»)
Рябинушка кудрявая
Стоит в лесу густом,
Красивая и стройная
В уборе золотом.
Рябинушка-красавица,
Ты очень хороша.
Украсила рябинушку
Осенняя пора.
Педагог – психолог: (эмпатия): «Представьте себя каким-либо деревом.
Вы не дети, а деревья. Кем вы видите себя в воображении? Кто из девочек
похож на тонкую рябинушку, берёзку кудрявую, ивушку плакучую, липу
цветущую, черёмуху дущистую? А кто из мальчиков похож на могучий дуб,
стройный тополь, раскидистый клён.
Педагог - психолог: Ну, что-то мы загрустила, милая рябинушка. Чем
можно развеселить гостей? А давайте, частушки петь! Где песня льётся –
там весело живётся!
Исполняются частушки:
Мы частушек много знаем
О своей глубинушке.
У нас куплетов в голове
Как ягод на рябинушке.
Красных ягод мы сорвали,
Бусы мы надели.
Налетели снегири
И все бусы съели!
Подарила ягодку
Милая рябина.
Думала, что сладкая
Оказалась хина! Ух!
До чего же хороша
Выросла рябинка.
Я возьму карандаши
Сделаю картинку! Ух!
Что стоишь, качаясь,
Тонкая былинка?
Детский садик мы зовем –
Ты наша «Рябинка». Ух!
Мы частушки вам пропели,
Постарались от души,
Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши! Ух!
Педагог - психолог: На посиделках шутили, 2 ребёнка показывают диалог-шутку:
1-ый – Ты пирог ел?
2-ой – Нет, не ел!
1-ый – А вкусный был?
2-ой – Очень!
Педагог - психолог: Хорошо у нас на посиделках, весело! Но ни одни посиделки не обходились без игр, да считалок.
Игра «Охотник»
Дети стоят в кругу, водящий говорит считалку, показывая по порядку на
каждого. На слова «Ты – охотник. Ой, беда!», Охотник кричит:
«Разбегайся кто куда!»
Уходят под песню «На горе-то калина, под горою малина…» |