Занятие 16 Программное содержание. Развивать фонематический слух речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Круг с широкой полосой по диаметру; фланелеграф и к нему картинки: собака, слон, бусы, лист, автобус троллейбус.
Ход занятия
Упражнение «Заморозим руки»
Воспитатель предлагает детям подставить ладонь ко рту, произнести: «Тссс», не высовывая языка и с сомкнутыми зубами (показ). Некоторым детям предлагает подуть и на свою руку.
Упражнение повторяется 6 раз с переменой руки.
Игра «Вода—водичка»
Воспитатель. Когда из крана течет сильная струя вол то слышно: «С-с-с-с» (дети долго и громко тянут звук); да из крана капают отдельные капли, то слышно: «С-с-с» (дети произносят звуки отрывисто и тихо).
— Вот кран (показ кружка с полоской). Если я поверну кран сильно (воспитатель держит круг перед собой и поворачиваем его слева направо), вы будете громко петь: «С-с-с-с»; если немножко поверну (показ), вы будете громко петь: «С-с-с-с» (Воспитатель поворачивает круг по-разному 6—8 раз, дети поют соответствующие песенки.)
— Мы пели песенки водички. Эти песенки есть в названии этих предметов — в словах (показ на картинки). Послушайте: сссобака, ссслон, буссы, лисссток, автобуссс, трол-лейбуссс (каждое слово дети повторяют вместе с воспитателем).
Воспитатель вызывает ребенка, тот называет предмет и вместе с
воспитателем и самостоятельно произносит слова, выделяя звук «с» (тянет
его).
Занятие 17 Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Круг, разделенный по диагонали на несколько частей.
Ход занятия
Упражнение «Маятник»
Воспитатель. У некоторых часов есть маятник, и наш язык тоже захотел
быть маятником. Он качается из стороны в сторону, но не дотрагивается до
губ, а то часы остановятся (показ).
Дети выполняют упражнение 5—6 раз; после короткого отдыха повторяют его.
Игра «Часы»
Воспитатель. У меня волшебные часы (показывает круг, разделенный на части). Они могут говорить (раскачивает руками из стороны в сторону, держа круг перед детьми): «Ут-ро. Ут-ро» (дети повторяют). Что вы делаете утром? (Ответы детей.) Умывайтесь (имитируют умывание).
Часы говорят: «День-день» (раскачивает руками на каждое слово). Что они вам сказали? Что вы делаете днем? (Ответы детей.) Ешьте (имитируют).
Слушайте, что скажут часы: «Ве-чер, ве-чер» (дети произносят слово целиком). Что вы делаете вечером? Мы смотрим телевизор (обводит рукой комнату, дети следят за рукой).
Часы говорят: «Ночь-ночь» (дети повторяют слово). вы делаете ночью? (Ответы детей.) Спите (дети имитируют сон).
Часы говорят: «До сви-да-ния». (Дети прощаются с часами.) |