Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевой аппарат детей.
Материал. Мяч; предметные картинки: дыня, осы, машина, дом, ложка, утюг, носок, арбуз, луна.
Ход занятия
Артикуляционная гимнастика
Воспитатель. Спортсмены, чтобы быть сильными и ловкими, делают каждое
утром гимнастику и тренируются. А чтобы правильно и красиво говорить,
нужно делать специальную гимнастику для языка и губ, научить их быть
ловкими, послушными.
«Послушный язычок».
Покажите «широкий и длинный» язык, опустите его
за нижнюю губу, поднимите кончик языка вверх и уберите за зубы.
Упражнение выполняется 5-6 раз.
«Прикусывай язычок зубами».
Покажите кончик языка, слегка прикусите
его зубами; теперь продвигайте язык вперед и все время прикусывайте его.
Поднимите кончик языка вверх и уберите его за зубы (3—4 раза).
«Выпустим изо рта воздух».
Надуйте щеки. Сделайте губы трубочкой и
долго произносите: «Пу-у-у» — выпускайте воздух. Подставьте руку ко рту:
воздух холодный (3 раза).
Все упражнения дети делают вместе с воспитателем. Необходимо следить за четкостью их выполнения и строго соблюдать дозировку.
Игра «Назови слово»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет любой согласный звук;
ребенок должен назвать слово, которое начинается с этого звука. В игре
принимают участие все дети.
Упражнение «Отгадай загадку»
На доске выставлены в ряд картинки: дыня, осы, машина; в стороне
перевернутая картинка — дом. Дети отгадывают слово по первым звукам,
объясняют, как они это сделали.
На доске в ряд картинки: ложка, утюг, носок, арбуз; в стороне перевернутая картинка — луна. Задание то же. |