Занятие 5 Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Мяч; фланелеграф и картинки: луна, ваза; на каждого
ребенка по картинке: роза, коза, лодка, рыба, весы, утка, шуба, паук,
репа, орех, белка, часы, сани, лиса, лыжи, сумка, носки.
Ход занятия
Игра «Назови товарища» (в кругу с липом)
Воспитатель называет звонкий согласный звук, а дети — его пару. Когда
в игре примет участие половина детей, задание меняется: воспитатель
называет глухой согласный, а дети — его пару.
Чтение скороговорки
Дети разучивают и читают скороговорку (на одном выдохе):
Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы домой.
Скороговорку — хором, подгруппами, индивидуально — прочитать 6—7 раз.
Упражнение «Куда ударит молоточек?»
Воспитатель (вывешивая на фланелеграфе картинки: луна, ваза). Давайте
назовем эти предметы. В этих словах один звук произносится дольше
других: назовите его в слове «лунааа» («о»). Я могу это слово сказать
по-другому: «Лу-уна». Получилось слово «луна»? (Нет.) Назовите такой звук в слове «вааза». Послушайте, как по-другому я скажу слово: «вазаа». Правильно? (Нет.)
В слове только один звук произносится долго, по нему как будто «ударяет» молоточек: лунааа (делает резкое движение рукой сверху вниз на ударный звук); вааза (повторяет предыдущее движение). Звук, по которому ударяет молоточек, называется ударным (дети повторяют слово). В наших словах ударный звук «а».
У вас картинки. Вы будете называть предметы и находить в словах ударный звук.
Картинки должны быть подобраны так, чтобы ударными оказались все
гласные: роза, коза, лодка, рыба, весы, утка, шуба, паук, репа, орех,
белка, часы, сани, лиса, лыжи, сумка, носки.
Занятие 6 Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевое дыхание детей.
Материал. Предметные картинки: лодка, утка, кукла, лук, морковь, аист, курица, мак; мяч.
Ход занятия
Чтение скороговорки
Повторяется скороговорка, выученная на предыдущем занятии.
Скороговорка читается сначала хором в медленном темпе, затем в более
быстром темпе и, наконец, чтение-соревнование: кто быстрее и правильнее
ее скажет.
Игра «Назови ударный звук» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога;
ребенок ловит мяч, называет ударный звук и перебрасывает мяч
воспитателю.
Упражнение «Отгадай загадку»
Воспитатель выставляет в ряд картинки: лодка, утка, кукла, лук (последняя обратной стороной).
Воспитатель. Какое слово получится, если произнести первые звуки слов-названий и сложить их? (Лук.)
Ребенок не только называет полученное слово, но и объясняет, как он
его составил. После этого воспитатель показывает слово-отгадку.
Выставляется другой ряд: морковь, аист, курица, мак (последняя
обратной стороной). Дети отгадывают слово и объясняют, как они это
сделали. |