Вот асфальтовый каток
Для строительства дорог.
Чтоб разглаживать морщины,
Лучше не найти машины!
Каток можно увидеть во время ремонта и
строительства дорог. Для чего он нужен? Основная задача катка —
уплотнение грунта. Многие строящиеся объекты подвержены в дальнейшем
большим нагрузкам, и если не утрамбовать, например, дорогу, то тяжелые
машины быстро прокатают в ней глубокую колею. Дорога станет непригодной
для движения.
В старину по дорогам катили повозки,
оставляя за собой колею. Люди стали утрамбовывать дороги с помощью
тяжелого валика, который тянула лошадь. Сначала валик был из камня,
потом из железа.
Каток с паровым двигателем разработали в
1860 году, а с дизельным — в 1911 году. Поначалу это были обычные
катки, у которых вместо одного колеса прикреплялся тяжелый валик-ролик.
Затем появились катки на двух роликах. Это позволяло более плотно
спрессовывать грунт, хотя сама машина стала гораздо тяжелее и менее
маневренна. Такие машины уже не могли быстро ехать, и их доставляли на
место стройки на тяжелом грузовом транспорте. В середине XX века
произошло усовершенствование катка. Стал применяться вибрационный метод
прессования. Суть его в том, что тяжелый валик во время движения
совершает едва заметные колебания, как бы дрожит. За счет этого нагрузка
на поверхность под валиком многократно возрастает, кроме этого,
частички грунта «утрясаются». Уменьшается количество пор в асфальте, в
которые могут попасть атмосферные осадки и разрушить дорогу. Современные
катки делают с пневмоколесами из резины. Они выдерживают вибрации и
гораздо легче металлических.
Для качественного уплотнения грунта по
нему надо прокатить валик несколько раз. У каждого валика имеется
специальный фартук-скребок — для того чтобы на валик ничего не прилипало
и каток мог ехать дальше. Кроме этого, в асфальтных катках на валик во
время работы подается вода или эмульсия. Это необходимо, чтобы горячий
асфальт не прилипал к валику и поверхность дороги была гладкой.
Существуют небольшие катки с дистанционным управлением. Их часто
используют для уплотнения склонов и дна в траншеях, там, где нахождение
человека небезопасно.
* * *
От границы до границы,
Из одной страны в другую
Полотно дорог ложится,
А каток его трамбует,
И асфальтовые ленты —
Им проложенные трассы —
Через страны, континенты
Помогают перебраться.
С. Васильева
|