Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей. Материал. Мяч. Ход занятия Чтение чистоговорки Предложите детям прочитать чистоговорку, выученную на предыдущем занятии, на одном выдохе. Если детям будет трудно ее читать на одном выдохе, предложите читать на два выдоха. Игра «Назови первый звук слова» (в кругу с мячом) Воспитатель
бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя первый звук, ребенок
перебрасывает мяч воспитателю и называет первый звук слова. В игре должны принять участие все дети. Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш») Воспитатель. Вспомните, как жужжит жук («ж-ж-ж»). Вот
что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что
потерял голос и стал петь незвонко. У него получалась песенка:
«Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда
я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»;
когда покажу на девочек, они будут петь незвонкую песенку жука:
«Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы – мальчики и девочки.
Упражнения повторяются 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра
повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была
похожа на звук «ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук
«ш». Звуки «ж» и «ш» – товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «ш» – без
голоса (дети повторяют ). Я научу вас проверять, с голосом
или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и
произносите долго «Ж-ж-ж-ж» – горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу воспитателя ).
Значит, звук «ж» – звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите:
«Ш-ш-ш-ш» – горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он
не звонкий. |