Среда, 24.04.2024, 10:17
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
ВЫБИРАЕМ ИМЯ МАЛЫШУ [16]
КАК ВОСПИТЫВАТЬ НЕПОСЕДУ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ [40]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ » КАК ВОСПИТЫВАТЬ НЕПОСЕДУ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ

Беспредельные возможности или запредельный эгоизм: чем опасно воспитание в духе полной свободы и вседозволенности?

Покупать и разрешать все своему ребенку – модный тренд семейной педагогики сегодня. Неудивительно – свобода! И либерализация образования началась с полной раскрепощенности молодых родителей. Среди них наблюдается новая тенденция: максимальная импровизация в воспитании детей. Без усилий. И зачем этому учиться? Все найдем в Интернете.

Не является ли вседозволенность подражанием звездным детям? Или беспомощностью родителей перед вызовами, встающими перед ними, их растерянностью перед множественными возможностями и трудностями, сложностями, связанными с уходом за малышом, с одной стороны, и незрелостью мам и пап – с другой? Банальный эгоизм – тоже примета времени. Многие молодые родители продолжают таким образом борьбу против собственной несвободы в детстве, против своей закомплексованности. Это запоздалый подростковый бунт против родителей, желание эмансипироваться и доказать, что они лучше знают, как жить.

Однако все должно быть в меру. И такая методика полной свободы и вседозволенности не просто недопустима ни с чьей стороны, но и небезвредна для психики малыша. Она, по сути, оставляет малыша на уровне импульсов. А иногда и вообще полностью его дезориентирует. И дело даже не в том, что в ситуации полной свободы ребенок вырастет неуправляемым. Это, может, и неплохо, если речь идет о противодействии негативным воздействиям. Плохо, что нет противодействия среды, ее жесткости, ограничений.

Сегодня ребенку можно много больше, чем его родителям. Однако помните, что препятствия и естественные ограничения так же, а может, и в большей степени, стимулируют развитие ребенка. Чтобы преодолевать естественные сопротивления среды, надо делать усилия и проявлять изобретательность. А это – механизмы роста. И этому ребенок должен научиться с детства.

Конечно, послушание как критерий «хорошего ребенка» ушел в далекое прошлое. И тем не менее обсудим некоторые противоречия. С какими детьми взрослым все же удобнее всего иметь дело? Ну конечно же, с послушными, точно исполняющими все указания родителей.

Расширение границ возможного – вызов времени. Но и здесь важно не переусердствовать. Нужно наблюдать, как это воспринимает малыш, что при этом происходит. Если ребенок выдает «тормозную» реакцию или, наоборот, часто перевозбужден – это проблема. Ускорение для большинства малышей – стресс.

Помните, что психическое развитие ребенка протекает непостоянно и нелинейно. Нередко бывают задержки и даже регрессии, то есть откаты назад – возвращение на прежние ступеньки развития малыша. Случаются даже невротические состояния.

...

Эмоциональные бури, истерики, необоснованные страхи, плаксивость бывают и у совершенно здоровых детей.

Главное, не следовать за побуждениями малыша, а, подхватывая их, направлять в созидательное или исследовательское русло, предлагать ему что-то посложнее, что он не может сделать сам, но справится вместе со взрослым человеком. То есть мы упускаем возможности в развитии. Преодоление – один из механизмов личностного роста.


«Соберешь игрушки, идем на улицу!»

«Оденешься сам, сходим на дальнюю площадку!»

«Поиграешь сам с кубиками немного, я испеку тебе пирожков».

Дети должны уметь преодолевать свои импульсивные желания и упорядочивать пространство.

Не лучшим образом сказывается на развитии малыша как вседозволенность, так и гиперопека родителей и воспитателей . Они тоже ограничивают инициативу малыша, лишают его необходимой свободы и спонтанности. Предвосхищение желаний – не лучший способ развития ребенка .

Но особенно неблагоприятны равнодушие к ребенку и его беспризорность. Он будет во всех искать искренней любви и не находить ее. Привязчивость и доверчивость будут спутниками его жизни. А самое опасное в этом возрасте – подавить личность в ребенке. Это ведет к отчужденности, неуверенности в себе, чрезмерной восприимчивости к мнению окружающих, излишней податливости и послушности.
...

Из практики

Нужен ведущий игры. Дети 2–3 лет окружили свою воспитательницу и наперебой кричат: «Я!» Воспитательница строго отвечает: «Спрячьте свое «Я» в карман!» И назначает сама, кого желает.

Возможно, многие усвоили ее урок на всю жизнь и «спрятали», терпеливо ожидая, уже в жизни, когда же их выберут, оценят и продвинут. Назначат ведущим инженером, главным специалистом, руководителем подразделения. «Я бы смог!»

Задумайтесь, не слишком ли вы строги, требовательны, распорядительны по отношению к своему ребенку? Привыкли руководить на работе? Лучше его самого знаете, что ему надо? Считаете это настоящим воспитанием? Так вы чувствуете себя спокойнее? Растите малыша без отца и стараетесь держать его в руках? Вас так воспитывали в детстве?

...

Из практики

Дарья Ивановна, 48 лет, руководитель высшего звена в крупной компании.

...

Сын – наркоман со стажем. Наблюдаю, как она общается с внуком. Мальчика зовут Игорь, ему 3 года.

Бабушка отдает команды, не терпящие возражений, оставаясь при этом довольной собой. Она так общается с ним, не жестко, но без учета настроения малыша. При этом хвалит ребенка за послушание. Теплоты нет, настоящего контакта тоже. Скудная дорога с односторонним движением. Неудивительно, что сын захотел «раскрасить» эту картинку.

Постарайтесь соблюдать разумный баланс классических подходов и свободы в воспитании своего малыша. По принципу «золотой» пропорции: 60 к 40 или наоборот, в зависимости от ситуации, то есть в одном случае чуть больше свободы, в другом – разумной строгости и консерватизма.

...

Из практики

Некомпетентность молодой мамы обернулась приобретенной сложностью характера малышки. Истерики каждый день. Девочке необходимо классическое воспитание, а ей определяют няню – мужчину, плохо понимающего по-русски. Но носителя французского языка. Это демонстрация «продвинутости», а не забота о малышке.

Вернемся к вопросу о свободе. Ребенок должен расти свободным. Он должен руководствоваться в жизни своими собственными ощущениями, интересами, внутренними побудительными импульсами-мотивами.

Если мы растим художника, он формируется ближе к полюсу свободы. Творческие способности не развиваются, не формируются, они высвобождаются. Если мы растим человека делового, его стоит дисциплинировать, приучать к порядку, требовать от него исполнительности. Х аотичного, чрезмерно общительного ребенка надо больше структурировать. Зажатого, тихого и скромного – раскрепощать , давать ему больше свободы, побуждать к спонтанной активности, чаще спрашивать о том, что он сам хочет.

...

Из практики

Например, 3-летнего Владика, говорящего без умолку, надо останавливать, вводить последовательность действий, воспитывать в большей строгости и рациональности. Потакание его инициативности и экспериментам приведет к еще большей перегрузке его психики и перевозбуждению.

Ромку, которому сейчас 2,5 года, милого, спокойного ребенка, надо почаще спрашивать, что ему интересно, что он хочет, что ему купить… Можно сказать, например: «Куда ты меня сегодня поведешь, малыш? Что ты хочешь, чтобы я для тебя сделала сегодня, сынок? Что мы прикажем папе? О чем мы попросим деда? Что я делать не должна, дружок?»

А вот еще одно очень важное правило воспитания: все психологические качества имеют несколько уровней развития – от низкого до самого высокого. И даже негативные на первый взгляд качества таят в себе позитивный потенциал. Например, ваш ребенок лжец. Он может вырасти фантазером, а далее – писателем и даже изобретателем. Любое качество имеет три, а то и четыре уровня развития, от примитивного, низменного, до самого высокого, социально приемлемого и даже превосходного.

Приведу примеры только некоторых триад качеств: наглость – дерзость – смелость – героизм; смирность – скромность – спокойствие – гармоничность; предприимчивость – предпринимательские способности – деловитость; трусливость – осторожность – внимательность.

...

Из практики

Алик в детстве был чрезвычайно застенчивым мальчиком, в подростковом возрасте стал стеснительным. Вырос же он в деликатного, тонко чувствующего людей и ситуации тактичного молодого человека. Стал психологом.

Так что не спешите избавляться от нежелательных, по вашему мнению, качеств. Просто верьте и ориентируйтесь на более высокий и социально зрелый уровень их развития. И взращивайте это в ребенке.

...

Из практики

Валера, 50 лет, начальник теплосетей:

...

«Мне было лет 5. Однажды вечером я забрался в детский сад и нашел в одной из беседок пластмассовый детский нож, кем-то забытый (а может, и выброшенный). Принес домой. Мама у меня строгая очень, заставила отнести на место. Я 3 часа плакал. С тех пор не беру ничего чужого».

Категоричное отучение от чего-либо фиксирует на этой проблеме и часто искажает естественный процесс познания, исследования мира и социализации. Ребенок, жестко отученный «брать чужое», может испытывать излишнее напряжение, снижающее адаптивность и эффективность поведения в ситуации «брать – давать».

Подавлены предпринимательская активность ребенка, навыки исследователя и роль «добытчика».

Если вспомнить, что в сталинские времена могли посадить в тюрьму за любую мелочь, неудивительно, что это вызвало у молодой матери страх за воспитание ребенка.

Каким же должно быть адекватное поведение мамы: «Ножик нашел! Нравится он тебе? Перелез чрез оградку! Ловкий ты у меня! Только давай подумаем. Садик закрыт, на прохожих не рассчитан. Быть на его территории, когда он закрыт, нежелательно. И ножик на посетителей не рассчитан. Давай вернем его, а я тебе куплю такой же. Даже лучше. Пошли вместе! Бросай его через оградку! Вот ребятишки обрадуются!

Пойдем купим тебе новый. Нравится этот? Берем! И стоит недорого. Добытчик ты мой!»

Помните, дорогие родители, что для развития творческих начал, духовных установок, характера малыша также очень важна атмосфера семьи, дома, местности, городка, где он живет. Детей лучше растить за городом – там все определяется параметрами естества, любви и дружбы, семейных ценностей.

Если ребенок живет в напряженной атмосфере, он вырастет неврастеником. Если он наблюдает семейные баталии каждый день, будет бунтарем, в атмосфере осуждения малыш вырастет нетерпимым к недостаткам окружающих. Если ребенок воспитывается среди постоянных хозяйственных забот, он будет трудолюбивым; если он видит вражду, быстро научится осуждению. Если малыш живет в атмосфере иронии и насмешки, он станет застенчив. Если ребенка ругают, то он будет жить с чувством вины.

...

Если к ребенку справедливы, он будет адекватен во всем. Если его любят, он будет любить.

Да, это действительно так. Основные ценности ребенок воспринимает в семье. Там же формируются его идеалы, привычки, отношение к жизни. Наше потомство – наш слепок, наша копия, наше зеркало. Причем копия может быть улучшенной, что чаще всего и происходит. И гораздо реже – драматизированной. Для последнего надо очень «постараться». Чтобы ребенок чувствовал себя в семье несчастным, безнадежно неспособным, ее атмосферу «надо» основательно разрушить, сделать ее безысходно мрачной, а настроение членов семьи – скверным.

За запечатлевание картин детства, программирование психики малыша и формирование модели поведения отвечает миндалевидное тело, которое входит в лимбическую систему. Ее еще считают центром зомбирования, это обонятельный мозг человека, ее предназначение – воспринимать и анализировать химические сигналы. В раннем детстве и в подростковом периоде здесь активно происходит импринтинг – запечатление образцов для слепого подражания, для запуска автоматических программ поведения. В эти периоды из-за обостренной эмоциональности в памяти больше откладывается не логическая суть событий, а связанные с ними переживания . И активатором этих чувств и побуждений становится химический сигнал (запах, вкус) либо ассоциации.

И заметьте, проводники, соединяющие миндалевидное тело с думающим мозгом, неокортексом, не являются симметричными – соединение, идущее от кортекса к миндалевидному телу существенно короче, чем соединение, идущее от миндалевидного тела к кортексу. Это, возможно, объясняет, почему возникшую эмоцию так сложно остановить усилием воли. Асимметричность этих соединений также дает нам понять, почему избавиться от детских чувств и автоматизмов так сложно.

В возрасте до трех лет должно произойти социальное оживление. Все социальные инстинкты должны активироваться у малыша до трех лет. Инстинкт альтруистический, инстинкт самосохранения, инстинкт доминирования, инстинкт поисковый, инстинкт свободы и независимости, инстинкт сохранения достоинства. Отсутствие одного и расторможенность за счет него другого недопустимы. Подавление какого-либо из них ведет к инстинктопатии и психопатии.

...

Из практики

Маленькая Ольга все время смотрит под ноги. Что-то ищет.

Ее бабушка тоже все время что-то находит в Интернете. Много бесплатных семинаров, книг, статей по детской психологии. Это неплохо. Только вот творческих способностей у зрелой женщины нет совсем. Неразвит исследовательский, он же творческий, инстинкт. А вот инстинкт самосохранения у нее чрезмерно активирован. Она панически всего боится до сих пор. И весь свой опыт бабушка транслирует малышке.

Категория: КАК ВОСПИТЫВАТЬ НЕПОСЕДУ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ | Добавил: admin (15.03.2014)
Просмотров: 1195 | Теги: выгодно | Рейтинг: 5.0/2
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика