«Контроль эмоций» Покажите
малышу 2–3 лица: одно смеется, другое плачет, третье грустит. Потом
нарисуйте их вместе с ребенком. И еще раз подчеркните, какие эмоции они
выражают. А потом спросите, кто это на этих рисунках и почему один
плачет, другой смеется, а третий грустит? Попеременно, разумеется. Психика
ребенка носит проективный характер. Возможно, вы когда-то узнаете, что
его так огорчает, а что может неожиданно обрадовать. «Это
девочка плачет. С ней не играют», – заявляет моя подопечная двухлетняя
Лиза. Родители стали чаще звать ее поиграть. Ребенок перестал делать
несчастное лицо и глубоко вздыхать. «Семейные расстановки для малышей» Поставьте
вокруг несколько «семеек» из кукол, зверей (только звери),
мультперсонажей. Вот семейка медведей. Их в наших игрушках набралось
пять. Лунтиков в детской оказалось трое. А вот зайцев… их целых шесть.
Кукол больше всего – семь. Вижу два робота, три льва, четыре рыбы.
Словом, семей набралось немало. Все они говорят на одном языке и
понимают друг друга. Кодовое слово:
давай поиграем! Выбери среди игрушек себя. Где ты? Кто ты? Поставь себя в
центр. Дальше расставь других членов своей семьи. Интересно, как с этой
задачей справится малыш? Смотрим, кто реально составляет семью ребенка. Где мама? Найди ее. Поставь куда-нибудь. Где папа? Куда его поставим? Что они делают? Где живут? Поговори с ними. Не
торопите малыша. Дайте время. Понаблюдайте за расстановками и
комментариями малыша. Охотно ли он «занимается» семьей? Кого забыл? Кого
ввел случайно? Часто это кошки и собаки. Что при этом говорит ребенок?
Какие эмоции выражает. С каждым разом в семью он будет играть охотнее. А
эта полезная игра будет информативнее и веселее. Посмотрите, как эти игры меняют реальную атмосферу семьи, способствуют преодолению ее проблем, решению актуальных задач. А
вот другой вариант расстановок. Давай построим дом. Построили.
Спросите, что должно быть в доме. Давай купим, сделаем, поставим. А
теперь расселим туда персонажей. Кто там будет жить. Где? Что они будут
делать? Как они относятся друг к другу. Или
башню. И заглянем в окошки. Кто там живет? Что они делают? Можно
увидеть реальную картину семьи глазами малыша. Кто чем занимается,
положение ребенка в семье, его страхи, неудовольствия, нарождающиеся
желания. Мы все подвержены воздействию.
Воздействию мамы и папы в первую очередь. Однако мы проецируем на себя
весь образ пары, семьи, страны, города, конкретной местности, где
выросли, образы людей, с которыми мы общаемся. Вот такой многократный
круг влияния. И мы несем отпечатки этих влияний в причудливой мозаике.
Сквозь эту мозаику, изнутри, пробивается образ самого малыша, его
внутренняя сущность, не зависимая ни от кого и не похожая ни на одного
человека на земле. Как взрастить ее в малыше, чтобы он стал собой,
восприняв в нужное время все необходимое и лучшее извне? Читайте в
последующих книгах серии. Потому что быть собой – это и есть самое
большое счастье! |