Новые возможности психотерапевтического использования сказки открывает психотерапия по методу символдрамы.
Метод символдрамы (кататимно-имагинативная психотерапия) разработан
известным немецким психотерапевтом профессором X. Лейнером. Основу
метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «внутренних
картин» на заданную психотерапевтом тему (мотив).
Я. Обухов разработал методику «Кататимного похода в сказку»,
сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура
психотерапевтического занятия, согласно методике, определяется
следующими четырьмя важными фазами:
Фаза предварительной беседы (15-20 минут). Ребенку
предлагается рассказать о своей любимой сказке. Иногда, если сказка
малоизвестна, его просят пересказать эту сказку. На этой фазе
выявляется, когда ребенку впервые рассказали или прочитали сказку, кто
ее читал или рассказывал, как и где это происходило, какие моменты
сказки его особенно волновали, как он относился к отдельным героям.
Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть
глаза и расслабиться, проводится упражнение на релаксацию.
Фаза представления образа (от 5 до 40 минут, в среднем около 20
минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он
рассказывал во время предварительной беседы:
«Представьте себе, что ты оказался в сказке... Все, что ты
представишь, — это хорошо. Мы можем работать с любым образом».
Фаза обсуждения (5-10 минут). По окончании
представления образов с ребенком проводится обсуждение и дается домашнее
задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается затем
на предварительной беседе следующего сеанса.
Противопоказанием для использования методики «Кататимного похода в
сказку» автор называет:
1) острые или хронические психозы или близкие к
психозу состояния;
2) церебральноорганические синдромы в тяжелой форме;
3) недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;
4)
недостаточная мотивация. |