Немецкие исследователи Герхард Брауне и Герман Польмайер считают, что
у детей до 5 лет еще нет устойчивого представления о смерти как о
чем-то необратимом. Для ребенка в этом возрасте умереть означает
продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребенок
уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует не только
со страхом и протестом, но и с некоторым любопытством. Ребенку кажется,
что смерть — это что-то вроде сна. Ему кажется, что
после похорон люди еще каким-то образом живут в гробу. В то же время
ребенок начинает понимать, что «жизнь после смерти» отличается от
обычной жизни.
Старший дошкольник имеет достаточно четкое представление о смерти.
Часто речь идет о персонифицированном представлении, когда смерть
предстает в образе скелета или привидения с косой. В младшем школьном
возрасте появляются моральные представления о смерти. Часть детей этого
возраста считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к
смерти как естественному концу жизни.
Пока я работала над этой частью книги, детские воспоминания накрыли
меня волной грусти и печали. К счастью, у меня в детстве не было таких
потерь, как у Максимки и Дениски. Папа ушел из жизни, когда мне было
двадцать лет. Моя мама жива, и я каждый день благодарю за это Небеса.
Мой опыт потерь заключался в другом, я «хоронила» своих домашних
питомцев. Конечно, взрослый читатель вправе сейчас возразить, что нельзя
сравнивать смерть человека и смерть птички, ежика или собачки. Но для
ребенка, у которого живы родители, бабушки и дедушки, смерть любимого
питомца — огромное горе. Детское сердце не принимает смерть тех, кого
любит, кем бы они ни были.
Мои детские воспоминания о потерях — это горевание вместе с
Максимкой и Дениской, это мой детский опыт потерь и возвращения к жизни.
Я помню, как соседский юноша в конце зимы принес мне клетку с
птичкой. Это был снегирь. «Снегири любят холода, потому их животики ярко
красного цвета, как щечки детей, которые гуляют на морозе», — объяснил
юноша и подарил мне птичку. Я была счастлива, у меня дома жила самая
красивая птичка на свете.
Закончилась зима, прошла весна, наступило жаркое лето. Однажды,
вернувшись домой с прогулки, я увидела, что дверца в клетке открыта, а
внутри — пусто.
— Где снегирь? — спросила я у мамы.
— Его больше нет, — грустно сказала мама, — ему очень жарко летом, он мог заболеть, потому я отпустила его на волю.
В ту же ночь мне приснился сон, что рано утром кто-то стучит в мое
окошко. Я подхожу ближе и вижу своего снегиря. Осторожно открываю окно,
нежно беру его в руки и бережно, обняв двумя ладонями, несу к клетке...
И в ту минуту я просыпаюсь, нежно сжимая между ладоней уголок
подушки. В руках вместо снегиря — уголок подушки! Моему горю не было
границ. Слезы не капали, они текли ручьем.
— Что случилось? — мягко спросила мама.
Я рассказала ей свой сон, и тогда мама сказала мне правду:
— Снегирь умер, а его душа улетела высоко в небо, туда, где
прохладно... Там хорошо... А мы будем помнить птичку и радоваться жизни.
Сказала и заплакала. Мы долго сидели обнявшись, и каждый плакал о
чем-то своем. |