Что такое парадоксальное вмешательство? - СКАЗКОТЕРАПИЯ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ С ФИЗИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ - СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ - Каталог статей - МИШУТКИНА ШКОЛА

Вторник, 06.12.2016, 05:51
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ КАПРИЗОВ [39]
СКАЗКИ ДЛЯ БОЯЗЛИВЫХ ДЕТЕЙ [9]
СКАЗКИ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ [6]
СКАЗКИ ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ [7]
СКАЗКОТЕРАПИЯ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ С ФИЗИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ [10]
СКАЗКОТЕРАПИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ [9]
СКАЗКОТЕРАПИЯ ПОТЕРЬ [3]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ » СКАЗКОТЕРАПИЯ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ С ФИЗИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ

Что такое парадоксальное вмешательство?

Приятного плавания в мокрых штанишках,
или Что любит Сара

(парадоксальное вмешательство от Дж. Миллс)

Среди моих клиенток была миловидная восьмилетняя девчушка по имени Сара. У нее было дневное недержание мочи. Когда она пришла ко мне в первый раз с мамой, я поинтересовалась, что она любит больше всего, какое мороженое, например; какого цвета ее любимое платье; ее любимые телевизионные передачи и т. д. Затем я предложила ей выбрать любимый день недели и ходить в этот день с мокрыми штанишками, ни о чем не беспокоясь. Озадаченное выражение у нее на лице быстро сменилось широкой улыбкой. «Мне больше всего нравятся вторник и среда», — с готовностью ответила девочка. «Вот и отлично», — с улыбкой одобрила я ее выбор. — Желаю тебе успешного вторника и среды, плавай в мокрых штанишках в свое удовольствие».

На следующей неделе Сара доложила мне, что успешно выполнила мое пожелание, и весь вторник и среду штанишки у нее не высыхали. Мы снова поговорили о ее любимых вещах, а затем я предложила ей выбрать любимое время дня для своих мокрых «процедур».

В течение следующих пяти недель мы с Сарой постепенно добавляли все новые «любимые» условия для ее проблемы. Каждое нововведение давало девочке возможность одновременно проявлять свой симптом и контролировать его. С каждым новым ограничением, т. е. «любимым условием» (день недели, время дня, место, событие и т. д.) девочка училась управлять мочевым пузырем и выбирать время для его опорожнения. К концу пятой недели игра потеряла для девочки первоначальный интерес, а с ним пропала и привычка мочить штанишки.

ЧТО ТАКОЕ ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО?

Ответ на заданный вопрос начнем с примеров. Предположим, ребенок плохо ест, — мама заключает с ним пари, что ему не удастся справиться с тарелкой супа, — чтобы выиграть спор, ребенок съедает весь суп. Другая ситуация: ребенок страдает оттого, что должен поехать в летний лагерь и на время расстаться со школьными друзьями. Родители соглашаются, что разлучаться с друзьями, даже на время, всегда грустно, но одновременно с этим предлагают ребенку новый взгляд на это расставание — проверка дружбы на прочность. Эти простые технические приемы: «Пари с ребенком» (ситуация 1) и «Изменение минусов на плюсы» (ситуация 2), с уверенностью можно отнести к парадоксальным решениям вопроса.

В начале XX века психотерапевты начали разрабатывать парадоксальные техники помощи клиентам, чтобы стимулировать поведенческие изменения. А. Адлер называл такие техники «антинегативными», их суть состояла в признании негативных образцов поведения, которых придерживаются клиенты, в принятии их, а затем в их парадоксальном преувеличении. Он мог, например, посоветовать матери ребенка, который отказывается что-то делать, стать в гораздо большей степени беспомощной и неадекватной, чем ее дитя, стимулируя последнего к деятельной позиции.

В. Франкл называл этот процесс «парадоксальной интенцией» и мотивировал клиента на подчеркивание, даже на выпячивание нежелательных симптомов. Например, с первоклассником, который плачет каждый раз, когда начинает выполнять домашнее задание, можно договориться об особенностях плача на каждый школьный урок: не получается математика — плачешь громко; чтение — плачешь очень громко; рисование — просто разрываешься от слез и т. п. Для чего это нужно? Принцип действия довольно прост — ребенок начинает контролировать симптом, сознательно намереваясь его выпячивать и всячески подчеркивать.

Парадокс заключается именно в том, что если дается предписание к проблемному поведению, оно не происходит естественно, а находится теперь под контролем ребенка.

Лично для меня самым неожиданным парадоксальным решением проблемы недержания мочи был опыт одного зарубежного психотерапевта, который предлагал детям-энуретикам деньги за то, чтобы они мочились в постель, позволяя им таким образом стараться делать это сознательно.

В гостях у мочевого пузыря

(Фрагмент истории про Энни)

Мы отправляемся в гости к твоему мочевому пузырю и к твоему мозгу, — сказала Сэм. — Закрой глаза, скажи волшебное слово «абракадабра», и мы отправимся.

Энни закрыла глаза и произнесла несколько раз слово «абракадабра», послышался какой-то резкий щелчок, сопровождавшийся не то шипением, не то свистом.

— Смотри, — сказала Сэм, — мы внутри твоего тела.

Энни посмотрела. Они плыли вниз по реке на красивом голубом ботике. Энни стояла за рулевым колесом. На ней был необыкновенный белый форменный костюм. На груди золотыми буквами было написано: «Капитан Энни».

— Вот это да! Просто не верится! — восторженно воскликнула Энни.

— Мы плывем к мочевому пузырю, — сказала Сэм. — Следи за сигнальными знаками.

Энни посмотрела вокруг. По обе стороны реки, на ее берегах стояли большие белые указательные столбы. На одном была стрелка, указывающая назад. На ней крупными буквами было написано: «ПОСЕТИТЕ ЛЕГКИЕ», а внизу, более мелко: «Свежий воздух». Рядом, на другом знаке, указывающем в сторону, она прочла: «ЛОВИТЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ ВОЛНЫ — отдых в мозгу». Последний указательный столб стоял как раз перед ними. Надпись гласила: «ВЫ ВСТУПАЕТЕ ВО ВЛАДЕНИЯ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ — сядьте поудобнее и расслабьтесь».

— Прекрасно! Что я должна делать? — спросила Энни.

— Веди ботик прямо вперед, — ответила Сэм. — Ты просто молодчина!

Энни вела ботик по прямой.

— Мне это очень нравится. Это так интересно! — сказала она.

— Ты — просто классный капитан, — похвалила ее Сэм. — Сейчас поверни направо, в сторону стрелки.

Энни повернула направо и оказалась у небольшого причала.

— Здесь можно пришвартоваться, — сказала Сэм. — Мочевой пузырь — прямо перед нами.

Раздувшись от сознания своей важности, пузырь сидел, вальяжно развалясь в кресле, когда к нему приблизилась Энни. Он был удивлен ее появлением, но все-таки лениво и небрежно поздоровался с ней:

— Привет, детка.

— Во-первых, — парировала Энни, — я тебе не детка. Ты у меня в подчинении и потрудись зарубить это у себя на носу.

Пузырь явно испугался. Он вскочил на ноги и встал по стойке смирно.

— Во-вторых, — продолжала Энни, — я хочу научить тебя лучше контактировать с мозгом ночью.

— Конечно, конечно, сэр... э-э-э... мисс... э-э-э... начальница, — пролепетал пузырь. — Что прикажете делать?

— Кричать.

Мочевой пузырь был обескуражен.

— Кричать? — повторил он в недоумении. — Но ведь для крика нужно напрягаться. Разве не легче просто тихо прошептать?

— Нет! — твердо отрезала Энни. — Нужен крик. Шепот не срабатывает. Теперь давай посмотрим, как это у тебя получается.

— Слушаюсь! — сказал пузырь. Он подошел к телефонному аппарату, набрал «М О 3 Г» и крикнул в трубку.

Энни подпрыгнула от испуга.

— В общем, неплохо, — сказала она. — Попробуй все-таки немного погромче.

После нескольких попыток Энни осталась довольна:

— Вполне прилично. Теперь я хочу поговорить с мозгом.

Мозг выглядел довольно сердитым, когда Энни подошла к нему поближе.

— Этот дурень пузырь... Хоть кол на его голове теши: все время орет и будит меня, как только я начинаю засыпать. Вот бестолочь!

— Это я ему так велела, — сказала Энни.

— Правда? — удивился мозг. — Что за блажь? Зачем тебе это надо?

— А затем, голубчик, что когда он наполнится, он должен тебя разбудить, чтобы я могла успеть дойти до туалета.

Мозг задумался, и пока он думал, стояла полная тишина.

— Ага, — сказал он наконец. — Значит, насколько я понял, ты хочешь, чтобы я увеличил громкость телефонного звонка?

Энни была озадачена.

— Я сделал звонок потише, потому что не хотел, чтобы меня будили.

— Я полагаю, ты смозговал не очень удачно, — съехидничала Энни. — Из-за того, что ты не проснулся, пузырь выпустил свою мочу не в унитаз, а в мою постель.

— Вот как?! — удивился мозг. — Я просто не подумал об этом.

Энни начала что-то говорить, но мозг прервал ее.

— Теперь, когда я знаю, что к чему, — сказал он, — я поставлю телефонный звонок на максимальную громкость.

— Правильно, — согласилась Энни.

— Теперь, ребята, я хочу посмотреть, как вы устанавливаете связь между собой.

Энни стояла и смотрела, как мочевой пузырь взял телефонную трубку и закричал во весь голос:

— Мне нужно опорожниться!!!

Мозг тотчас проснулся, приказал Энни встать и направил ее стопы через холл прямо в туалет.

— Молодцы, ребята! Я буду приходить сюда ежедневно, наблюдать, как вы практикуетесь. Так что держитесь! Не ударьте в грязь лицом!

Затем Энни попрощалась с ними и удалилась восвояси в хорошем расположении духа.

Слоненок Сэммина пожаре

(Обучающая метафора «Слоненок и мистер Верблюд», с сокращениями)

Эта история произошла в цирке небольшого городка, где жил и работал артистом маленький слоненок по имени Сэмми.

Сэмми никак не мог научиться переносить бадью, наполненную водой. Каждый раз, когда он обхватывал своимхоботком дужку большой бадьи с водой, пытаясь поднять ее и удержать, бадья падала... БУМ!.. И вода разливалась.

Огромные слоны ужасно злились и расстраивались из-за Сэмми. «Неужели трудно удержать эту воду!» — наперебой возмущались они. — Ты же можешь удержать эту воду, ведь все слоны могут. Держат как следует. Приглядись, как они управляют хоботом, когда несут в нем то, что надо перенести».

Сэмми очень внимательно приглядывался, потом шел и делал еще одну попытку... БУМ!.. И опять вся вода разлилась по земле!

Проходил день за днем, он все пробовал и пробовал, и снова... БУМ!.. И бадья каждый раз оказывалась на земле. Ему было так стыдно и так грустно. Он даже временами забирался в уголок и там плакал. «Никто меня не понимает, — всхлипывал он, — никто по-настоящему не жалеет».

Шло время. Однажды, когда Сэмми стало очень грустно, и он заплакал, его всхлипывания услышал работавший в цирке верблюд. «Не очень-то весело ты выглядишь, — произнес он. — Я могу чем-нибудь тебе помочь и приободрить тебя?»

«Не знаю, — ответил Сэмми. — Я все пытаюсь удержать эту бадью, выполнить свою долю работы, но каждый раз разливаю. Я отпускаю ее прежде времени».

Верблюд призадумался, а потом стал вспоминать все, чему Сэмми научился, живя в цирке. «Когда ты родился, ты ведь не сразу стал ходить. Какое-то время ножки у тебя были нетвердые и подгибались. Тебе пришлось учиться делать шаг за шагом. Было трудно, но ты продолжал упражняться и учиться. Прошло время, и ты научился отлично ходить. Ты также научился рвать траву хоботом и отправлять ее в рот. Ты научился самостоятельно есть. Теперь ты можешь хоботом достать столько пищи, сколько нужно, чтобы насытиться, почувствовать себя хорошо. Ты научился понимать, когда ты сыт и тебе приятно.

Одним вещам приходится учиться дольше, чем другим, а у тебя времени сколько угодно, только начинай учиться сейчас».

Вдруг Сэмми и верблюд услыхали звук сирен. Они поглядели в сторону звука и увидели огонь. «Похоже, вон там, на ферме начался пожар, — встревожился верблюд. — Пожарные машины не смогут добраться сюда, потому что мост недавно смыло. Есть только один способ потушить пожар: всем слонам надо носить воду в своих хоботах и заливать огонь. Но все они на окраине города с дрессировщиком и готовятся к вечернему представлению».

Малыш Сэмми вопросительно посмотрел на верблюда: «Что же нам делать?» «Теперь вся надежда на тебя», — ответил тот. «Что ты имеешь в виду?» — спросил Сэмми. «Запомни одну очень важную вещь. Как ты знаешь, слоны очень долго могут удерживать воду в хоботе. Я тебя научу этому, и ты тоже сможешь долго-долго удерживать воду. А когда ты этому научишься, то отправишься к озеру, опустишь хобот в воду и сам увидишь и услышишь, как вода будет втягиваться в него, и ты сможешь без труда удерживать ее в течение долгого времени. А теперь представь, как ты направляешься к месту пожара и тушишь его, выпустив всю воду в самый нужный момент, не проронив ни капли ни за милю, ни за полмили, ни даже за несколько шагов до места пожара. Ты выпустишь воду только тогда, когда будешь совсем рядом и точно направишь свой хобот».

«Я выслушал вас, мистер Верблюд, и прямо вижу и чувствую, как я все это делаю. Я чувствую, что сейчас я справлюсь».

Тогда верблюд и Сэмми отправились к озеру, где слоненок набрал столько воды, сколько удобно было держать.

А затем они долго шли к месту пожара. И Сэмми прошел весь путь так, как сказал ему верблюд, и выпустил всю воду в нужном месте и в нужное время. А когда он услышал звук во время ударившей в огонь струи, его охватило чувство радости и счастья. Лицо у него засияло, когда все вокруг стали хлопать в ладоши и приветствовать его криками одобрения: «Ура, Сэмми, у тебя все получилось!»

Впервые за долгое время Сэмми ощутил, что он сделал что-то особенное. Местная газета писала о его удивительной способности, о таланте — очень долго удерживать воду, а потом вовремя выпустить ее в самом нужном месте.

Прошло несколько недель. Сэмми играл на своей площадке, когда увидел проходившего мимо верблюда. Тот напомнил слоненку: «Всякий раз, когда тебе захочется увидеть себя за каким-то новым занятием, просто вспомни все то важное, чему ты уже научился. Ты можешь научиться всему, что нужно. Только не торопись и удерживай в себе те счастливые воспоминания».

Сэмми посмотрел на верблюда, согласно кивнул головой и произнес: «Спасибо, мистер Верблюд. Раз уж я знаю, как удерживать воду, то и все остальное смогу удержать».

Категория: СКАЗКОТЕРАПИЯ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ С ФИЗИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ | Добавил: admin (09.01.2013)
Просмотров: 453 | Теги: сказкотерапия, психолого-педагогическая работа с д, лечим сказкой, проблемы дошкольников, доу, терапевтические сказки для дошкольн | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ПЕДАГОГАМ
ЛОГОПЕД
Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ









Пан Познавайка

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования