Если вы решился самостоятельно сочинять терапевтическую сказку для
ребенка и заинтересован, чтобы метафора достигла цели и помогла, а самое
главное, взял на себя ответственность за изменения, к которым эта
сказка приведет, думаю, настало время новых знаний.
Психологи, сторонники нейролингвистического программирования,
рассматривают терапевтическую метафору как единый процесс общения,
включающий в себя три уровня: сюжетную линию, внушения и переплетения.
Первый уровень — сюжетная линия
Особенности построения сказки уже были описаны выше. Напомню, только
что сказка разворачивается в определенной последовательности и имеет
собственную структуру:
• начало сказки (где это было? кто главные герои?);
• вызов (что случилось? что побудило к действию?);
• дорога (что решили делать герои? куда направились для решения проблемы?);
• спутники-союзники (кто помогал героям?);
• враг (с какими опасностями и трудностями столкнулись герои? кто препятствовал достижению цели?);
• битва (как герои сказки справились с трудностями?);
• победа (каких положительных результатов достигли герои?);
• награда (какие уроки из своих действий извлекли герои? как изменилась их жизнь?).
Второй уровень — внушения
Внушения представляют собой маленькие фрагменты больших утверждений.
Например, чтобы объяснить Артему, почему надо полноценно питаться, в
сказке «Новые приключения Кота в сапогах» использован короткий слоган:
«Сила в ... продуктах». Помните, «сила в молочных продуктах... сила в
булочках... сила в витаминах... сила в мясных продуктах...».
Внушения лучше разбросать по тексту, тогда ребенок будет воспринимать
их как часть сюжета (сознательный уровень), не относя конкретно на свой
счет. А подсознание «услышит» обращенные к нему внушения и примет их
как руководство к действию.
Внушения привлекают внимание бессознательного благодаря
«собственному звуганию». Поэтому, рассказывая или гитая сказку, внушения
необходимо выделять голосом (изменением интонации, тембра голоса,
использованием пауз и драматигеских приемов).
Третий уровень — переплетение
Зрение, слух, осязание, обоняние и вкус — пять сенсорных систем или
пять чувств, с помощью которых каждый человек общается с окружающим
миром, воспринимает и изучает его. По мнению психологов, необходимое
условие эффективного внушения — переплетение в сказке основных сенсорных
систем: визуальной (вижу), аудиальной (слышу) и кинестетической
(чувствую).
...Говорит старший внучок: «Слышал я, что сила в молочных продуктах
схожу к молочнику, попрошу молока, сметаны, сыра и творожка свежего», — и
побежал к молочнику (аудиальная система).
Потом другой внучок в разговор вступил: «Видел я, как охранники
королевские булочки и пирожки ели и нахваливали. Говорили, что сила в
булочках спрятана богатырская». Сказал и помчался к пекарю (визуальная и
аудиальная системы).
Третий внучок тоже быстро сообразил, куда идти: «Пойду к фермеру,
попрошу фруктов и овощей. В умных книжках читал — сила в витаминах»
(визуальная система).
Наконец, четвертый котенок, самый маленький, осторожно предложил: «А
я мясо люблю. Как съем кусочек колбаски или сосиску, так чувствую, силы
прибавилось. Сила в мясных продуктах. Схожу к мяснику, принесу колбаски
и мяса» (кинестетическая система)...
Разумеется, что использование только трех слов (вижу, слышу и
чувствую) недостаточно для «переплетения» сенсорных систем. Ниже
предлагается небольшой список слов (предикатов), которые родители могут
использовать при сочинении сказок.
Визуальные |
Аудиальные |
Кинестетические |
Видеть,
наблюдать.
представить,
сосредоточиться на.
ясный,
сверкать,
сиять,
блестеть,
мерцать,
светиться,
вспыхнуть.
следить,
выглядеть,
цвета (цветной),
яркий (темный),
тусклый
|
Говорить,
слышать,
слушать,
звучать,
хихикать,
рычать,
грохотать,
свистеть,
трещать, хрустеть,
ломать,
шуршать,
хлопать,
громко, тихо,
мелодичный,
звонкий,
лай
|
Хватать, держать,
ласкать, трогать,
застрять.
приблизиться,
обернуться,
сердиться, беситься,
расслабиться,
идти (бежать, ползти),
(не)удобный,
больно.
тяжелый, легкий,
гладкий,
шершавый,
холодный, теплый.
чувствительный,
возбужденный
|
Идеальной является ситуация, когда все сенсорные процессы ребенка
развиваются синхронно и сбалансировано. Если, в силу различных причин,
предпочтение отдается одной из сенсорных систем и чувственная
ориентация становится однобокой, то возникает нарушение сенсорного
равновесия, что, в свою очередь, приводит к эмоциональной,
поведенческой или психосоматической проблеме. Включая в рассказ
предикаты основных сенсорных систем, взрослый «выравнивает» чувственные
процессы ребенка, а значит, улучшает его психологическое здоровье. |