Энкопрез определяется как непроизвольное выделение кала в
неприспособленном для этого месте (белье, пол). В раннем детском
возрасте (до 4 лет) энкопрез считается физиологигеским явлением. В более
позднем возрасте обуславливается медицинскими проблемами (органическим
поражением сфинктера или прямой кишки, нарушениями нервной регуляции),
психогенными факторами, психической деградацией личности и др. Энкопрез
диагностируется, если имеет место один случай в месяц на протяжении
минимум полугода.
По мнению М. Раттера, в диагностике данного заболевания важно
выяснить, связано ли это нарушение с аномалией деятельности кишечника
или является результатом психического напряжения ребенка (неправильный
стиль воспитания, ссоры и конфликты между родителями, непосильные
нагрузки, чувство тревоги). Например, если в процесс научения
культурно-гигиеническим навыкам вплетается чувство тревоги, то функция
контроля за испражнениями у ребенка будет недоразвита. Это означает, что
он может испражняться непроизвольно в момент возникновения потребности в
дефекации, а также в случаях переживания определенных эмоциональных
состояний. Поэтому оценка состояния ребенка при данном расстройстве
включает в себя полное соматическое обследование (в том числе
ректальное), тщательную регистрацию частоты энкопреза, а также
обстоятельств, в которых он проявился. Дифференциальная психодиагностика
позволяет дифференцировать недостаточное развитие функции контроля за
стулом и энкопрез как психогенное расстройство, что служит показанием
для проведения психотерапии.
По мнению американского психотерапевта В. Оклендер, многие дети,
страдающие энкопрезом, часто проявляют враждебность, сарказм, высокую
вербальную активность, готовность к спорам. В своей работе «Окна в мир
ребенка: Руководство по детской психотерапии» ей описан успешный опыт
работы с десятилетней девочкой. В решении проблемы энкоперза девочке
многократно представлялась возможность для выражения своих переживаний,
проявления сдерживаемого гнева, но проблема оставалась.
Во время одного занятия с сочинением рассказов психотерапевт уловила в
ее чувствах страх. Одним из видов страха был страх утонуть. Девочка
умела плавать и никогда не проявляла внешне этого страха; когда она
отправлялась купаться, у нее не было никаких воспоминаний, связанных с
какими-либо проблемами во время купания и не было близких людей, у
которых были бы такие проблемы.
В процессе фантазирования психотерапевт предложила девочке
представить себе, как, будучи двухлетней девочкой, она сидит в туалете.
В. Оклендер так описывает процесс работы: «Мы делали это непринужденно,
со смехом и юмором. Она сидела с закрытыми глазами, улыбаясь,
прислушиваясь к моему голосу, пока я развивала эту фантазию. Вдруг она
выпрямилась, широко открыла глаза и сказала, что ей страшно, что она
может упасть в унитаз и ее смоет вместе с испражнениями. Она пришла в
состояние сильного возбуждения при этом открытии, почувствовав, что,
возможно, это и было первоначальной причиной ее проблем». Позже
психотерапевт набросала небольшую сценку на рисунке с изображением
маленького ребенка на большом унитазе, а девочка разубеждала ребенка на
картинке, как это сделала бы его мать.
Безусловно, страх утонуть мог быть или не быть подлинной причиной ее
проблем. Важно то, что этот страх был реальным, и девочка испытала
глубокое облегчение, когда поделилась им вначале с психотерапевтом, а
позже и с родителями. |