Семилетний Артем однажды осознал, что вкусная курочка на столе — это
убитая птичка, которая еще совсем недавно щипала травку и несла яйца.
После этой трагической догадки мальчик отказался есть вначале животную
пищу, а постепенно и растительную. Его рацион питания на момент
обращения к психологу состоял из воды и чрезмерного употребления хлеба.
Последствием такого питания стало падение веса тела, гиповитаминоз и
снижение уровня гемоглобина в крови, высокая утомляемость и
раздражительность. Из беседы с мамой выяснилось, что врачи рекомендуют
Артему пройти курс психотерапии.
Перед нами стояла непростая задача — вернуть ребенку опыт
полноценного питания. Предложенная программа помощи состояла из методов
сказко и изотерапии, «живых» метафор и специально разработанных игр.
Психолог: Артем, твоя мама поделилась со мной, что тебе нравится
сказка «Кот в сапогах». А у меня есть знакомый сказочник, который
придумал продолжение этой сказки и познавательную игру «Новые
приключения Кота в сапогах». Сегодня я хочу рассказать тебе эту сказку, а
на следующей встрече мы поиграем. Хорошо?
«Новые приключения Кота в сапогах»
Жил на свете Кот в сапогах, котятам-внучатам рассказывал, как
победил людоеда ужасного и королевство спас. Спокойно жил: много спал,
много гулял. По деревьям, правда, уже не лазил, силенок поубавилось,
здоровье подводить стало. Да и аппетит пропал, съест, бывало, кусочек
хлеба, запьет водичкой — вот и вся Кота еда. Долго уже жил, старенький
стал, так бы и дожил свой век, если б однажды не нависла над
королевством новая беда.
Внук того самого Людоеда, которого когда-то Кот победил, решил за
деда своего отомстить и Кота нашего наказать. Заявил на все
королевство, что, мол, растерзаю Кота ненавистного, на куски порву да в
море куски те выброшу.
Не на шутку наш Кот испугался, да что делать? Принял вызов Людоеда.
Осталось только силенок прибавить да здоровье поправить. Решил Кот
собрать котят-внучат и расспросить молодежь, откуда силы набраться.
Молодежь-то сейчас умная, все знает.
Говорит старший внучок: «Слышал я, что сила в молочных продуктах,
схожу к молочнику, попрошу молока, сметаны, сыра и творожка свежего», —
и побежал к молочнику.
Потом другой внучок в разговор вступил: «Видел я, как охранники
королевские булочки и пирожки ели и нахваливали. Говорили, что сила в
булочках спрятана богатырская». Сказал и помчался к пекарю.
Третий внучок тоже быстро сообразил, куда идти: «Пойду к фермеру,
попрошу фруктов и овощей. В умных книжках читал — сила в витаминах».
Наконец, четвертый котенок, самый маленький, осторожно предложил:
«А я мясо люблю. Как съем кусочек колбаски или сосиску, так чувствую,
силы прибавилось. Сила в мясных продуктах. Схожу к мяснику, принесу
колбаски и мяса».
Разбежались котята-внучата за продуктами. Остался Кот один, сидит на
лавочке, слова внучат вспоминает: «Сила в молочных продуктах... сила в
булочках... сила в витаминах... сила в мясных продуктах...» Пока
думал, котята вернулись.
Выложили все продукты на стол. Ешь — не хочу. Чего только не
принесли: молоко, сметану, сыр, творожок, булочки, пирожки, пончики,
яблоки, груши, огурцы, помидоры, колбаски, сосиски, ветчину и еще много
разных продуктов.
Сел Кот за стол, начал пищу пробовать. Давно он, кроме хлеба и воды,
ничего в рот не брал. Сначала ему ничего не нравилось, есть не хотел.
Но знал Кот: силы нужны, чтобы Людоеда победить. Вот и ел, хоть и не
хотел. Не хотел, не хотел, да распробовал: вкусной еда показалась.
Молочко и сыр — вкусно! Булочки и пирожки — вкусно! Фрукты и овощи —
вкусно! Мясо ел, чуть язык не проглотил, так вкусно.
Сидел за столом, ел вкусно и не заметил, как мускулы силой налились. Берегись, Людоед!
А схватки-то и не случилось. Как увидал Людоед Кота с мускулами, так
и сбежал с поля боя. Чудеса, да и только! Молодец Кот, что внучат
послушал да продукты с аппетитом скушал!
Психолог: Вот такая история про Кота в сапогах получилась у моего
знакомого сказочника. А еще он мне рассказал, что котята-внучата для
своего деда Кота придумали игру. Завяжут деду глаза и дают лизнуть и
проглотить маленький-маленький кусочек какой-нибудь еды, а он отгадать
должен, что съел. Артем, я хочу тебе и твоей маме дать домашнее задание
(которое является «живой» метафорой):
Пусть мама порежет на мелкие кусочки яблоко, банан, киви, колбаску,
сыр и хлеб, можно и другие продукты. Только у меня есть одно условие.
Артем, ты должен проследить, чтобы кусочки были маленькими, просто
малехонькими.
Такое условие вводится специально, чтобы Артем не отказался от
выполнения задания, а включился в него, осуществляя контроль за
действиями мамы.
Потом ты, Артем, съешь по кусочку всех продуктов и постараешься
запомнить их вкус и названия (предполагается, что у мальчика
заблокированы вкусовые ощущения). Когда запомнишь, мама завяжет тебе
глаза и будет давать по одному кусочку нарезанных продуктов. Твоя
задача — угадать, что ты ешь.
ИЗОТЕРАПИЯ
На следующей встрече, после вступительной беседы, Артем рисовал
рисунок-натюрморт по мотивам сказки «Новые приключения Кота в сапогах», а
именно стол с едой, которую котята-внучата добыли для Кота.
(Предполагается, что старательное прорисовывание продуктов изменит
отношение к ним с негативного на позитивное.) Потом рисунок обсуждался,
акцент делался на вкусовых качествах тех продуктов, которые Артем
дегустировал дома.
Домашнее задание: Знакомство с новой группой продуктов. |