Однажды мне пришлось заняться психологическим «лечением» девочки трех
лет, которая категорически отказывалась какать в горшок. Во время
первой встречи мама Тани с гордостью рассказывала об успехах дочери в
Школе развития, показывала ее рисунки. Именно рисунки вызвали у меня
особый интерес. Дело в том, что все они были выполнены одним цветом,
коричневым.
При анализе рисунка психологи особое внимание обращают на цветовой
фон изображения. Это обусловлено тем, что в разных цветах отражаются
различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может указывать
сразу на несколько, часто противоположных, переживаний. Например,
коричневый, соединивший в себе желтый, красный и синий цвета, с одной
стороны, символизирует материнство, плодородие, землю, с другой — грязь,
гной, кал.
В ходе беседы с мамой выяснилось, что у Тани хорошо сформированы
основные навыки гигиены. Функция контроля за испражнениями развивалась
согласно возрастным нормам, но после невыясненных обстоятельств в
возрасте чуть старше 2 лет девочка прекратила садиться на горшок и
начала испражняться в белье. Что только не делали родители, чтобы
восстановить утраченный гигиенический навык: и объясняли, и уговаривали,
и ругали, и наказывали. Бабушки вместо горшка предлагали хрустальную
вазу. Но, к сожалению, такие меры не исправляли, а только усугубляли
ситуацию.
Я предложила девочке пройти курс сказкотерапии, объяснила маме
основные принципы воздействия сказки на психику ребенка и правила
взаимодействия с дочерью в процессе психотерапии. Процесс «лечения»
продолжался полтора месяца, всего было написано три сказки. Первая
история, «Белохвостик, или Сказка про зайчонка», актуализировала
негативные переживания и предлагала действенное решение проблемы. Вторая
сказка, «Волшебный магазин», формировала позитивное отношение к горшку,
и наконец, третья сказка, «Маленькая учительница», закрепляла установку
на овладение необходимым гигиеническим навыком.
«Белохвостик, или Сказка про зайчонка»
В одном волшебном лесу жила семья зайчат. Папа — большой белый заяц,
мама — красавица зайчиха и маленький зайчонок по имени Белохвостик.
Хорошо жилось им вместе: дружно и весело. Папа ходил на свою заячью
работу, мама занималась их заячьим хозяйством, а Белохвостик весь день
скакал и грыз морковку.
Имя у зайчонка было неслучайное. Его маленький пушистый хвостик был
похож на распустившийся хлопок, такой же белый и мягкий. А вот ножки его
почему-то всегда были испачканы и плохо пахли.
Как-то в лес прилетела Сова из мультфильма про Вини-Пуха. Это была
очень умная птица, она много знала и умела давать мудрые советы. Все
зверюшки приходили к ней за помощью. Прискакал к ней и зайчонок
Белохвостик.
Посмотрела на него Сова и спрашивает:
— Что ты хочешь у меня узнать?
— Я не знаю, почему мои ножки всегда грязные и плохо пахнут. Мне это
совсем не нравится. Я бы хотел, чтобы они были такие же чистые и белые,
как хвостик, — отвечает зайчонок.
Сова посмотрела на Белохвостика очень внимательно, вдохнула воздух вокруг него и говорит:
— А расскажи-ка ты мне, как ты какаешь.
Зайчонок застеснялся, спрятал глазки, опустил ушки. Он не хотел
говорить Сове правду. Он боялся, что она будет смеяться или станет его
ругать. Это был его секрет — зайчонок какал стоя.
Мама-зайчиха и папа-заяц много раз говорили Белохвостику, что, когда
какаешь, нужно приседать. Но зайчонок так боялся испачкать свой
беленький хвостик, что сразу начинал громко плакать.
Сова еще раз спросила Белохвостика:
— Как ты какаешь?
«Что делать? Что делать? — думал зайчонок. — Говорить правду или нет?» и решился:
— Я какаю стоя, — тихо признался Белохвостик.
— Все понятно, — сказала Сова. — Потому у тебя такие грязные ножки, и
потому они так плохо пахнут... Я тебе помогу. Тебе нужен горшочек. У
меня как раз есть свободный горшочек. Мне его подарил мой друг Вини-Пух.
Раньше в нем был мед, а сейчас он совершенно пустой. Мне его подарил
Вини, а я дарю его тебе.
Сова торжественно вручила Белохвостику горшочек и на прощание сказала:
— Запомни! Если ты начнешь какать в горшочек, то твой хвостик останется белым, а ножки всегда будут чистыми.
Прошло два дня, и Белохвостик впервые покакал в горшочек. Он смеялся и
скакал от радости. Его хвостик не испачкался, его ножки чистые.
Папа-заяц и мама-зайчиха радовались вместе с Белохвостиком. Они все
дружно пели песни и танцевали.
Напомню, что для усиления эффекта сказки в ее сюжет
обязательно вводятся узнаваемые и понятные ребенку образы (увлечения
ребенка, его любимые литературные и мультипликационные герои, приятные
события, воспоминания и т. п.), которые послужат своеобразным каркасом,
подсказывая ребенку знакомые события и обстоятельства. Так, в сказке
«Белохвостик, или Сказка про зайчонка», были максимально использованы
сведения, полученные в ходе беседы с мамой девочки.
Белохвостик весь день скакал и грыз морковку (Таня любит грызть
морковку); маленький пушистый хвостик зайчонка был похож на
распустившийся хлопок, такой же белый и мягкий (в квартире девочки в
качестве декора используется веточка хлопка); в лес прилетела Сова из
мультфильма про Вини-Пуха (любимый мультфильм Тани).
Положительные ассоциации помогают ребенку идентифицировать себя с
главным героем сказки, проследить за своими поступками, поведением и
увидеть перспективу позитивного разрешения проблемы.
«Волшебный магазин»
В одном городе, на одной улице стоял магазин. Назывался этот магазин
«Хозяйственный», потому что продавали там все для дома, все, что нужно в
хозяйстве. На прилавке лежали игрушки, ложки, вилки, тарелки, чашки,
лампочки, шторки, умывальники и даже унитаз. Все сверкало чистотой и
новизной. И только в самом дальнем углу магазина стоял предмет, на
который никто не обращал внимания. Этот предмет давно покрылся пылью, и
даже его цвет нельзя было узнать.
Заходили в этот магазин за покупками и взрослые, и дети. Взрослые
мужчины покупали разные инструменты (молотки, отвертки). Взрослые
женщины выбирали красивую посуду, а дети — игрушки. Но никто и никогда
даже не смотрел на странный предмет в углу магазина.
Так продолжалось изо дня в день, из месяца в месяц. И наверное, могло
бы продолжаться из года в год, если б однажды в магазин не пришла
маленькая хорошенькая девочка, которая умела слышать, как разговаривают
предметы.
Зашла девочка в магазин и сразу услышала, как зазвенели ложки и
вилки: «Посмотри, какие мы блестящие, купи нас!»; как зашелестели шторы:
«Купи нас, мы украсим твою комнату!»; как наперебой завизжали игрушки:
«Нас, купи нас...»
Вдруг среди всех голосов девочка услышала плачь, который доносился
из самого дальнего угла магазина. Девочка пошла туда и увидела...
запыленный, непонятный предмет.
— Ты кто? — спросила девочка.
— Я не знаю, — ответил предмет и заплакал еще сильнее.
— Это туалет для маленьких детей, — услышала девочка сзади басистый голос унитаза. — Его зовут Горшочек.
Девочка взяла Горшочек в руки, стерла с него пыль и спросила:
— Почему ты плачешь, Горшочек?
— Потому что я не знаю, для чего я нужен.
— Не плачь, я знаю, — сказала девочка и понесла Горшочек к кассе.
Девочка купила Горшочек, принесла его домой и поставила в туалетной
комнате рядом с большим унитазом. Теперь у нее был собственный туалет. А
Горшочек теперь знал, для чего он нужен.
Маленькая учительница
В одном царстве-королевстве жила-была Принцесса. Она была хорошая
девочка, красивая и умная, но избалованная и ничему не обученная. Когда
Принцессе исполнилось три года, Король и Королева решили пригласить во
Дворец учителей, которые научат их доченьку: как вести себя за столом,
как вести себя в гостях, расскажут ей про «волшебные» слова, научат
рисовать, петь, читать и считать.
Много приехало во Дворец учителей, но никто из них не понравился
Принцессе. Она сказала родителям, что не хочет учиться, а учителя ей не
нужны. Опечалились Король и Королева, уж очень им хотелось, чтобы их
доченька была и умницей-разумницей, и воспитанной девочкой. Что им
делать? Как поступить?
На следующий день, когда Король обходил свои владения, в одной из
комнат он увидел маленькую девочку и услышал ее тоненький голосок:
«Сосчитай до десяти: 1, 2, 3...» Девочка
сидела на полу в углу комнаты и учила куклу считать и рисовать цифры.
Король подошел к маленькой незнакомке и спросил ее:
— Как тебя зовут?
— Анечка, — ответила девочка.
— А сколько тебе лет?
— Уже три года.
— А где же ты научилась считать и рисовать?
— Я занимаюсь в Школе развития, и там с нами занимаются настоящие учителя, — ответила Анечка.
— А умеешь ли ты сама кушать за столом? — продолжал расспрашивать Король.
— Да .
— А умываться и чистить зубы?
— Да .
— А знаешь ли ты «волшебные» слова?
— Конечно.
— Но, наверное, ты не умеешь ходить в туалет, как взрослые? — спросил Король.
Анечка засмеялась и ответила Королю:
— Что вы, ваше величество, я уже давным-давно не пачкаю трусики и хожу
в туалет, как взрослые. Только у меня свой, детский туалет — горшочек.
Удивился Король, что такая маленькая девочка так много знает и умеет.
Очень она ему понравилась. Взял Король Анечку за руку и пошел
знакомиться с ее родителями.
Мама и папа Анечки очень удивились, когда увидели Короля в своем доме, и спросили:
— Что случилось, ваше величество?
— Разрешите мне на несколько дней забрать вашу доченьку во Дворец. Я
хочу, чтобы она подружилась с Принцессой и научила ее рисовать,
считать, самостоятельно кушать, говорить «волшебные» слова, а самое
главное — ходить в туалет, как все дети, на горшок, — ответил Король.
Папа и мама разрешили Анечке погостить во Дворце.
Они же знали, как это важно, чтобы их доченька научила маленькую
Принцессу правилам поведения. Прошло несколько дней, и по всему
царству-королевству разлетелось: «Слава, Анечке!» Все жители королевства
узнали, что Принцесса и Анечка стали настоящими подружками. Принцесса с
удовольствием учится и называет Анечку: «Моя любимая учительница». |