Р. Гарднер разработал методику-игру «обоюдного рассказа». Вначале он знакомил ребенка с условиями предстоящей игры:
1) рассказ должен быть увлекательным и приключенческим;
2) нельзя пересказывать то, что ребенок видел по телевизору, слышал
по радио, или то, что с ним когда-то произошло на самом деле;
3) у рассказа должны быть начало, середина и конец;
4) в нем должно содержаться определенное поучение.
Когда рассказ ребенка был готов, терапевт сочинял свой
рассказ с теми же действующими лицами и той же фабулой, но, вплетая в
ткань повествования моменты «более здоровой адаптации», которые
отсутствовали в рассказе ребенка.
ЭТО ИНТЕРЕСНО Основное направление научных исследований Г. связано с изучением
приемственности между интеллектом животных и человека, изучением
взаимодействия между социальным и интеллектуальным развитием и его
выражением в языке. Объектом исследования были молодые шимпанзе, которых
Г. вместе с мужем Р. Алленом Гарднером воспитывала, как воспитывают
детей, и изучала рост их интеллекта, как у детей.
В своем исследовании
она опиралась на хорошо известное положение о решающей роли раннего
опыта для становления поведения и на разработанный в XX в. Келлоги и
Хэйе-сами метод воспитания детенышей шимпанзе приемными родителями —
людьми. Люди в этих экспериментах разговаривали с усыновленными
шимпанзе, как обычно родители разговаривают с детьми. Однако эксперимент
показал, что шимпанзе с трудом овладевают любым видом речи. Отличие
подхода Г. в проекте Вошу было в том, что она заменила речь языком
жестов глухонемых Северной Америки (язык ASL).
Десятимесячная обезьянка
Вошу обучилась ASL на уровне рудиментарного использования знаков, что
напоминало ранние этапы овладения речью и знаками у детей. Ее успехи
возможно было сравнивать с достижениями детей, которые изучали ASL как
свой первый язык. В отличие от других исследований подобного рода язык
знаков у Г. был скорее средством, чем целью, средством, с помощью
которого шимпанзе могли проявить свой интеллект.
В следующем проекте
исследовалось поведение уже четырех обезьянок, которые попали в
лабораторию Г. в возрасте нескольких дней от роду. Их воспитатели были
уже более подготовлены, а обезьянки получили возможность общаться не
только с людьми, но и друг с другом, что позволяло исследовать влияние
социального окружения на развитие языкового интеллекта шимпанзе. |