|  Многие родители и воспитатели считают 
нежелательными в детском коллективе игры, в которых разыгрываются сцены 
насилия, агрессии, жестокости, зла. Видеть в детях злобу и жестокость 
всегда очень тревожно и неприятно. Часто подобные игры запрещаются 
детям. 
 Дети видят модели подобного поведения на улице, по 
телевизору, дома. Им очень важно определить, кого считать «хорошим», а 
кого «плохим». Эти игры помогают детям понять себя в этом мире, 
контролировать свои желания поступать плохо. Важно предоставить детям 
возможность проиграть эти темы, при этом поддерживая те игры, где нет 
агрессии и насилия. Как быть…Если
 дети играют в такие игры, то используйте это время, чтобы поработать 
над вопросами добра и зла. Например, задайте вопросы: «А что делает 
этого человека плохим?», «Как помочь ему стать хорошим?», «Что нужно 
сделать, чтобы восторжествовала справедливость?» и др. 
 «Подкидывайте» детям другие сюжеты, где бы не было 
насилия и оружия, но где бы дети наделялись какой-то властью. Например, 
организуйте игру в «спасателей», тушение пожара, скорую помощь и пр. 
 Сделайте так, чтобы опасность заключалась не в человеке,
 а исходила из какой-то ситуации: опасный зверь, наводнение, пожар, 
ураган. 
 Проследите, чтобы дети менялись ролями, важно, чтобы дети играли и «плохие», и «хорошие» роли. 
 Поймите, что ребенок, который проявляет жестокость сам, 
пытается «поднять» себя за счет того, что унижает других. Помогите 
такому ребенку видеть в самом себе что-то хорошее, уникальное, 
неповторимое. 
 Перенаправьте энергию детей на коллективные игры, где они должны вместе работать над решением какой-то задачи. 
 Читайте с детьми сказки, сочиняйте истории, где говорится о доброй силе, хороших поступках, власти человека. 
 При любой возможности постарайтесь показать детям 
разницу между реальным миром и миром фантазий: «Играть в Бэтмена и 
Человека-паука очень интересно, но разве это реальные люди?» 
 Дайте возможность детям выбирать модель поведения, поощряйте их, когда они будут вести себя приемлемым способом. 
 Отрабатывайте с детьми навыки общения в возможных 
конфликтных ситуациях: обсуждайте с детьми наиболее часто встречающиеся 
ситуации, расширяя поведенческий репертуар ребенка. 
 Формируйте в детях такие качества, как эмпатия, доверие к
 людям, через разыгрывание ситуаций, чтение книг, можно составить 
эмоциональный словарь. |