Многие родители и воспитатели считают
нежелательными в детском коллективе игры, в которых разыгрываются сцены
насилия, агрессии, жестокости, зла. Видеть в детях злобу и жестокость
всегда очень тревожно и неприятно. Часто подобные игры запрещаются
детям.
Дети видят модели подобного поведения на улице, по
телевизору, дома. Им очень важно определить, кого считать «хорошим», а
кого «плохим». Эти игры помогают детям понять себя в этом мире,
контролировать свои желания поступать плохо. Важно предоставить детям
возможность проиграть эти темы, при этом поддерживая те игры, где нет
агрессии и насилия. Как быть…Если
дети играют в такие игры, то используйте это время, чтобы поработать
над вопросами добра и зла. Например, задайте вопросы: «А что делает
этого человека плохим?», «Как помочь ему стать хорошим?», «Что нужно
сделать, чтобы восторжествовала справедливость?» и др.
«Подкидывайте» детям другие сюжеты, где бы не было
насилия и оружия, но где бы дети наделялись какой-то властью. Например,
организуйте игру в «спасателей», тушение пожара, скорую помощь и пр.
Сделайте так, чтобы опасность заключалась не в человеке,
а исходила из какой-то ситуации: опасный зверь, наводнение, пожар,
ураган.
Проследите, чтобы дети менялись ролями, важно, чтобы дети играли и «плохие», и «хорошие» роли.
Поймите, что ребенок, который проявляет жестокость сам,
пытается «поднять» себя за счет того, что унижает других. Помогите
такому ребенку видеть в самом себе что-то хорошее, уникальное,
неповторимое.
Перенаправьте энергию детей на коллективные игры, где они должны вместе работать над решением какой-то задачи.
Читайте с детьми сказки, сочиняйте истории, где говорится о доброй силе, хороших поступках, власти человека.
При любой возможности постарайтесь показать детям
разницу между реальным миром и миром фантазий: «Играть в Бэтмена и
Человека-паука очень интересно, но разве это реальные люди?»
Дайте возможность детям выбирать модель поведения, поощряйте их, когда они будут вести себя приемлемым способом.
Отрабатывайте с детьми навыки общения в возможных
конфликтных ситуациях: обсуждайте с детьми наиболее часто встречающиеся
ситуации, расширяя поведенческий репертуар ребенка.
Формируйте в детях такие качества, как эмпатия, доверие к
людям, через разыгрывание ситуаций, чтение книг, можно составить
эмоциональный словарь. |