Мышление, бесспорно, является одной из
наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить
реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как
подчеркивал Л. С. Выготский, развитие мышления является центральным для
всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических
функций. С ним тесно связана и идея интеллектуализации всех остальных
функций, то есть изменения их в связи с осмысливанием. В связи с этим
ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности.
Учитывая особую важность развития мышления
для достижения ребенком определенного статуса в жизни, многие
современные родители увлекаются ранней «интеллектуализацией» своего
чада, выбирая соответствующие развивающие методики. Нельзя отрицать, что
в подобных методиках может содержаться действительно полезная для
применения на практике информация, но в чистом виде следование таким
методикам, к сожалению, себя мало оправдывает, так как они в своем
большинстве не учитывают общих закономерностей развития ребенка. Еще
раз, возвращаясь к принципам, изложенным выше, хочется подчеркнуть, что в
развитии и обучении ребенка важно ориентироваться на зону его
ближайшего развития и не забывать о взаимодействии с ребенком через
игру.
Мышление носит интегративный характер. Его
развитие теснейшим образом связано с развитием других психических
функций. Поэтому развивать мышление в отрыве от них нецелесообразно.
Каждая ступенька в лестнице развития имеет свое значение и смысл для
успешного прохождения дальнейших этапов развития. Необходимо пройти все
предыдущие ступеньки не перепрыгивая. Своевременное моторное развитие,
развитие восприятия и внимания, памяти и, конечно, речи – все это
обязательная база для развития мышления. |