В этом разделе представлены игры-занятия, в
ходе которых воспитатель учит детей создавать простые узоры, пользуясь
кисточкой и красками. Малыши учатся правильно держать кисточку, набирать
краску на кисть, промывать ее при смене краски; знакомятся с
простейшими способами рисования кисточкой.
«Шаги на бумаге»
Для занятия понадобятся листы бумаги,
краски, широкие кисточки с короткой ручкой, игрушечная кошка, салфетки
для вытирания рук, фартучки.
На этом занятии малыши только учатся пользоваться кисточкой, поэтому лучше предложить им какую-нибудь одну краску.
Воспитатель подзывает к себе 2–3 детей и
говорит: «Ребятки, давайте покажем, как мы умеем топать. Вот так!
Топ-топ-топ! Вот так, молодцы!»
Дети топают, приговаривая: «Топ-топ».
Затем педагог ставит на пол игрушечную
кошку и восклицает: «Ой, смотрите, кошка села на дорожку!» Он подзывает к
себе кого-нибудь из детей, берет его за ручку и предлагает вместе
пройти мимо киски. При этом взрослый приговаривает:
Сидит котик у ворот,
Смотрит – Светочка (Сашенька) идет!
Наша Светочка идет, ни за что не упадет!
Топ-топ, топ-топ!
Так можно потопать с каждым малышом по очереди или всем вместе.
Затем воспитатель предлагает детям
нарисовать, как они топали ножками. Взрослый берет лист бумаги, сажает
рядом кошку и показывает малышам, как наносить краской мазки в такт
словам «топ-топ».
Педагог раздает детям листы бумаги и
кисточки, расставляет краски, показывает, как правильно держать
кисточку, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки.
Воспитатель помогает детям наносить мазки, хвалит их, спрашивает, какого
цвета шаги они рисуют.
По окончании занятия взрослый вместе с
малышами рассматривает нарисованные шаги; учит детей мыть кисточки и
вытирать их салфеткой.
Если малыши захотят нарисовать свои шаги другим цветом, нужно помочь им помыть кисточки и поменять краски.
«Солнечные зайчики»
Эта игра проводится в ясный, солнечный день.
Воспитатель располагает мольберты так,
чтобы на них могли отражаться солнечные зайчики, ставит на каждый
мольберт баночку с желтой краской и кладет кисточку.
Педагог берет зеркальце, подзывает к себе
2–3 детей и показывает им, как солнечные зайчики «прыгают» по стене,
потолку, полу: «Посмотрите, как солнечный зайчик умеет прыгать. Вот он
прыгает по стенке, а теперь – по потолку, а вот он куда-то убежал. А вот
он оказался на полу».
Воспитатель может прочитать стихотворение, например:
Скачут побегайчики —
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут,
Были тут – и нет их тут.
А. Бродский
Взрослый пускает зайчика на свой мольберт и
восклицает: «Ой, посмотрите, зайчик прыгнул на мольберт! Я сейчас его
поймаю!» Воспитатель берет кисточкой немного краски и ставит яркое
желтое пятно там, где оказался солнечный зайчик: «Вот я и поймала тебя,
зайчик!»
Педагог перемещает зайчика по листу и «ловит» его, ставя в соответствующих местах желтые пятнышки.
Потом он начинает пускать зайчиков на
мольберты детей: «Посмотрите-ка, ребятки, теперь солнечный зайчик
прыгает по вашим листочкам! Попробуйте тоже поймать его».
Воспитатель по очереди пускает зайчиков на листы детей и дожидается, пока малыши «поймают» их.
Затем зайчик «убегает», а педагог вместе с малышами рассматривает получившиеся рисунки.
В следующий раз дети могут «ловить»
зайчиков, прикладывая к листу бумаги поролоновую губку с краской или
ставя точки толстыми маркерами или мелками.
«Полосатый тигр»
Для занятия понадобятся лист ватмана с
изображением тигра без полосок, широкие кисточки с короткой ручкой,
мисочки или баночки с черной краской.
Воспитатель показывает малышам картинки с
изображением тигра, обращает их внимание на черные полоски на шкуре
животного. Затем демонстрирует изображение тигра без полосок и
предлагает детям по очереди нарисовать полоски на его шкуре.
Аналогичным образом можно нарисовать полоски на теле зебры или рыбки, точки на шкуре олененка и т.д.
Можно дать каждому ребенку заготовку для рисования.
«Пестрый щенок»
Воспитатель заранее делает несколько заготовок с крупными контурными изображениями щенков.
Педагог рассматривает с детьми картинки с
изображением собак, обращает внимание малышей на цвет пятнышек и полосок
на их шерсти. Затем раздает детям заготовки с изображением щенков и
говорит: «Давайте раскрасим этих собачек. У нас есть черная краска,
коричневая, оранжевая. (Показывает.) Мы можем нарисовать красками
пятнышки, полосочки, точки – кто что захочет».
Педагог объясняет детям, что, если они
захотят сменить краску, кисточку нужно промыть в баночке с водой, иначе
краски перемешаются, потеряют свой цвет, станут некрасивыми. Воспитатель
показывает малышам, как мыть кисточку.
Малыши могут вместе раскрашивать одну собачку, а могут разрисовывать каждый свою заготовку.
Аналогичным образом можно раскрашивать изображения кошки, коровы, петуха и т. д.
«Разноцветные огоньки»
Педагог закрепляет на мольберте лист
цветной бумаги (темно-синего, фиолетового или черного цвета),
раскладывает кисти и краски (красную, желтую, оранжевую, розовую,
белую), ставит баночки с водой. Затем подводит 2–3 детей к мольберту и
говорит: «Посмотрите, какая темная ночь здесь нарисована, ничего не
видно, нет ни одного огонька! Давайте нарисуем много-много огоньков,
чтобы стало светло, весело и красиво. Для этого у нас есть разные
краски». Воспитатель показывает и называет краски; демонстрирует, как
наносить кисточкой точки, заполняя все пространство листа. Потом
предлагает детям самостоятельно нарисовать огоньки.
В ходе занятия взрослый побуждает детей
использовать разные краски; спрашивает, какого цвета огоньки они рисуют;
подсказывает названия цветов; помогает малышам рисовать разноцветные
точки.
По окончании работы воспитатель вместе с
детьми рассматривает картину, радуется вместе с ними: «Вот как стало
светло на нашей картинке, празднично, красиво!»
«Осенние листья»
Осенью во время прогулки воспитатель
обращает внимание малышей на разноцветные листочки, на то, как они
кружатся, падая на землю: «Пришла осень, листочки были зеленые, а теперь
стали желтыми, красными, коричневыми». Вместе с детьми педагог собирает
букеты из сухих листьев, приносит их в группу и ставит в вазы.
Во время занятия воспитатель напоминает
малышам, как они рассматривали на прогулке падающие листья, любовались
собранными букетами. Педагог закрепляет на мольбертах листы ватмана, на
которых нарисованы трава и силуэты деревьев без листьев, ставит баночки с
красками (красной, желтой, коричневой, оранжевой, зеленой, бордовой).
Затем предлагает детям: «Давайте нарисуем на этих картинках листочки,
покажем, как они растут на деревьях, кружатся в воздухе, падают на
травку. Вот так». Крупными мазками на каждом листе ватмана взрослый
рисует несколько осенних листочков. Малышам он предлагает дорисовать
картинки, побуждая их пользоваться разными красками.
В ходе занятия желательно прочитать подходящие стихи об осени, например:
Осенние листья
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
И. Токмакова
Весной и летом можно рисовать на деревьях зеленые листочки.
«Зима»
Зимой во время прогулки воспитатель
обращает внимание малышей на сугробы, на кружащиеся в воздухе снежинки.
Затем по возвращении в группу предлагает детям нарисовать зиму.
Педагог напоминает малышам, что снежинки
летают в воздухе, а потом падают на землю. Он выясняет у детей, кто
хочет нарисовать сугробы и снежинки. Затем раздает ребятам листы цветной
бумаги (синюю, голубую, фиолетовую) и кисточки, расставляет баночки с
белой краской и говорит: «Вот у нас листы бумаги. Внизу листа, на земле
нарисуем снег, сугробы, а в воздухе, наверху – снежинки. Вот так».
Педагог на своем листе бумаги показывает малышам, как можно изобразить
сугробы (волнистыми линиями и широкими мазками) и снежинки (точками).
При необходимости помогает нарисовать контуры сугробов, а малыши
закрашивают их.
Желательно, чтобы на прогулке воспитатель прочитал детям подходящие стихи о зиме. Например:
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
И. Никитин
|